Вацлав Гавел википедия биография политического деятеля Чехии, фото

Вацлав Гавел. Человек свободы и надежды

«Надежда – это не убежденность в том, что все будет хорошо, а уверенность: то, что ты делаешь, имеет смысл – вне зависимости от того, чем дело кончится». Вацлава Гавела, драматурга и диссидента, ставшего президентом Чехословакии (1989-1992), а затем Чешской республики (1993-2003), можно назвать человеком надежды: он жил в соответствии с собственным высказыванием, процитированным выше.

5 октября Гавелу, скончавшемуся в декабре 2011 года, исполнилось бы 80 лет. В Праге и еще нескольких городах Чехии в среду вечером пройдут юбилейные вечера, митинги и концерты.

Оценки деятельности и наследия Вацлава Гавела у него на родине неоднозначны. Либерализм и подчеркнутая приверженность идеям европейской и евроатлантической интеграции не нашли понимания у обоих преемников Гавела на президентском посту: Вацлава Клауса, одного из самых яростных критиков Европейского союза, и Милоша Земана, который приобрел репутацию преданного союзника Кремля. Но многие другие чешские и, шире, европейские политики и общественные деятели, напротив, смотрят на Гавела как на политический и моральный ориентир.

Некоторые историки и публицисты, воздавая дань достижениям Гавела, тем не менее признают, что в роли президента бывший диссидент не всегда вел себя безупречно, но всегда – в соответствии с собственными убеждениями.

Вот как пишет об этом обозреватель пражской газеты «Право» Александр Митрофанов: «Гавел был не просто политиком, а государственным деятелем, который изменил судьбу своей страны. В эти дни президента Гавела, что вполне естественно, сравнивают с президентом Земаном. Говорят о несопоставимости этих личностей и о тщательном уничтожении вторым наследия первого. Это видно невооруженным глазом. Как и значительные успехи, которых добился Земан в мобилизации той части общества, которую Гавел терпеть не мог. Он не скрывал презрения по отношению к обывателям с кругозором запечного таракана. Но президент республики, руководствуясь политическим разумом, должен сам запретить себе это, иначе вместо объединителя он окажется разделителем. Нынешний обитатель Пражского Града продолжает традицию отвращения и неприязни к определенной части общества, заложенную Гавелом. Просто с обратным знаком».

Вацлав Гавел глазами его друзей
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter
  • Поделиться ВКонтакте
  • Поделиться в Odnoklassniki
  • Поделиться в Telegram

Об исторической репутации Вацлава Гавела, его идеях и о том, почему первый президент Чешской республики служит и будет служить предметом восхищения и споров, Радио Свобода рассказал Эрик Табери, главный редактор чешского еженедельника Respekt, основанного в дни «бархатной революции», сделавшей Гавела из диссидента президентом.

– Трудно не заметить одной интересной детали, общей для Вацлава Гавела и Михаила Горбачева: оба они были и остаются более популярными за пределами своих стран, чем на родине. Как это объяснить? Почему в Чехии чаще критикуют Гавела и его наследие, чем на Западе?

– Думаю, отчасти это вызвано тем, что если человек связан с практической политикой, то ему трудно оставаться в глазах общества чистым олицетворением неких идеалов, рыцарем без страха и упрека. И с близкого расстояния недостатки и огрехи видны лучше, чем издалека. Кроме того, мне не кажется, что непопулярность Вацлава Гавела в чешском обществе столь уж велика. Скажу больше: думаю, чем дальше мы будем от тех времен, когда Гавел был президентом, тем сильнее будет связь с теми идеями, которые он символизирует. Больше будут вспоминать о самом важном в его наследии. У меня есть недавний опыт общения со студентами и учениками нескольких вузов и школ, и должен заметить, что меня самого удивило, насколько сильный отклик у них находит история Гавела, его судьба.

– Вацлав Гавел связан со вполне определенным направлением в политике и конкретным набором ценностей: либерализм (в социальной и политической областях – в экономике Гавел не очень разбирался, но в целом тяготел скорее к левоцентристам), открытость, однозначно прозападная ориентация, защита прав человека в своей стране и по всему миру… Сторонники этих ценностей сейчас сталкиваются с немалыми трудностями, в том числе и в странах Центральной Европы. Что происходит и что, по вашему мнению, сказал бы об этом Гавел, будь он в живых?

– Мне кажется, нынешнее развитие событий кое в чем логично. По историческим меркам, от революции 1989 года прошло не так уж много времени. Иногда говорят, что 40 лет коммунистических режимов в странах бывшего восточного блока не только затормозили во многих отношениях общественное развитие, но даже повернули его вспять. То есть мы догоняем упущенное даже не за 40 лет, а за больший период времени. С этой точки зрения неудивительно, что наследие предыдущей эпохи в нас есть, и корни у него крепкие. Сравните западные и восточные земли Германии: это давно одна страна, но различий между двумя ее частями по-прежнему много, и это главным образом различия ментальные. Так что сейчас мы сталкиваемся, с одной стороны, с ностальгией по «старым добрым временам», а с другой – с определенной психологической традицией, нелюбовью к риску и самостоятельности, склонностью к патернализму. Речь идет порой о банальных вещах – сменить место работы, начать новый проект, на Западе люди куда более привычны к этому, чем у нас, там куда сильнее традиция личной ответственности. Нам для этого еще нужно время, видимо.

​Если вернуться к Вацлаву Гавелу, то, может быть, у нас в Чехии позитивное отношение к Западу несколько сильнее, чем в некоторых других посткоммунистических странах, как раз благодаря ему, это наследие его деятельности. То, что происходит в последние годы, проблемы, связанные с евроскептицизмом, популизмом – их можно было ожидать, но, похоже, их преодоление будет труднее, чем многим казалось. Относительно того, что бы сейчас сказал или сделал Гавел… Ну, я не хочу выступать как человек, который пытается за него что-то сказать, это глупо. Что можно сказать с уверенностью и в чем не сомневается, думаю, ни один человек, который Гавела знал, – это то, что он, безусловно, старался бы объяснить и убедить общественность в том, что Запад – наш естественный выбор. Что представления о каком-то нейтралитете в духе «ни Запад, ни Восток» нереалистичны и бессмысленны. Что наше будущее, если мы хотим видеть его свободным, должно быть связано с западным миром. Об этом он, безусловно, говорил бы.

– То, что оба преемника Вацлава Гавела на президентском посту – Вацлав Клаус и Милош Земан – очень сильно отличаются от Гавела, пропагандируют иные идеи и отчасти иную геополитическую ориентацию своей страны, объясняется вот этими процессами в обществе, о которых мы говорили?

– Быть похожим на Вацлава Гавела крайне сложно, так что это вряд ли удалось бы даже людям, которые разделяли бы систему взглядов Гавела. Способность осмысления ситуации, политического и философского анализа, которой обладал Гавел, была уникальна – я бы не побоялся сказать, что это был человек глобального масштаба. Клаус и Земан были избраны на президентский пост в других исторических условиях, нежели Гавел. Они куда активнее использовали такие инструменты практической политики, как популизм, склонность к непрозрачным закулисным соглашениям и сделкам во имя политического успеха. Однако такой успех вряд ли может быть долгосрочным. Сформулировать принципы, которые отстаивал Гавел, очень нетрудно, и у них есть совершенно ясная моральная основа.

А вот если задуматься, какие ценности предлагают обществу господа Клаус и Земан, то тут поиски могут затянуться. Ведь пропаганда страха и ненависти – к Евросоюзу, к мигрантам, к либералам – это не ценности, это то, что приходит и уходит вместе с людьми, которые такой пропагандой заняты. Преемники Гавела были успешны в поисках пути к власти, но не думаю, что их ждет успех в исторической перспективе. Это, конечно, не означает, что такие политики не в состоянии нанести обществу серьезный вред, что мы и наблюдаем. С другой стороны, мы видим, что все больше становится людей, которым это не по душе, и они стараются таким негативным влияниям противостоять. Еще одно замечание: не будь миграционного кризиса, тому же Милошу Земану не видать второго президентского срока, на который он сейчас с неплохими шансами рассчитывает. Он был весьма непопулярен, но затем ловко использовал тему миграции, которая одних людей здесь пугает, а других приводит в нездоровое возбуждение.

​– Для либеральной части чешского общества Вацлав Гавел – нечто вроде символа и ориентира. Но не случится ли так, что он станет просто фигурой из учебника истории, человеком, о котором каждый будет что-то знать, но вот живой памяти о нем больше не останется? Нечто подобное, насколько я могу судить, уже произошло с первым президентом Чехословакии Томашем Масариком.

– Да, с Гавелом это тоже неизбежно случится. Это естественный процесс, ведь со временем будет все меньше людей, знавших и помнящих его лично. Так что превращение Гавела в символ, безусловно, будет. Для одних он – символ однозначно светлый, для других – олицетворение негативных сторон того, что происходило после 1989 года. Тем не менее, пока живы идеи, живы и их носители. По-моему, это лучшее, что может случиться с политиком. Вы упомянули Масарика – так вот, с ним именно это и произошло. То же ждет и Гавела. Конечно, исчезнут какие-то детали – вместе с людьми, которые лично знали и наблюдали этого человека, в их числе был и я. Мы видели «пятна на солнце», ошибки и слабости, которых не был лишен Вацлав Гавел в его бытность главой государства. Мне кажется очень важным, особенно для посткоммунистических государств, иметь свои символы, идеи, представления о том, куда мы идем. В этом отношении мы, чехи, счастливый народ, потому что у нас был Гавел и нам есть на что ориентироваться. В этом плане нам, возможно, повезло больше, чем большинству наших соседей.

– В начале нашего разговора вы сказали любопытную вещь: что, по вашим наблюдениям, Гавелом интересуются и молодые люди. Чем именно, что он им может дать? Ведь молодежь в Центральной Европе не слишком политически активна, да и времена сейчас совсем другие.

– Каждая история, каждый сюжет действует сильнее в кратком, «концентрированном» виде. В этом плане история Вацлава Гавела очень хороша: известный драматург, благополучный человек решает противостоять несправедливости тоталитарного режима, отказывается от предложенной ему возможности эмиграции, попадает в тюрьму за диссидентские выступления. При этом он остается интеллектуалом, человеком, умеющим великолепно формулировать свои идеи. Гавел афористичен: даже если вы не читали его крупных произведений, эссе, то наверняка слышали какие-то наиболее важные его высказывания, которые, говоря сегодняшним языком, вписались бы в формат твита. Это как раз вещи, которые близки молодому поколению. Мне кажется, Гавел для них – более живой, не окостеневший человек, в отличие от других «фигур из учебников». Еще и благодаря тому, что Вацлав Гавел обладал отличным чувством юмора, что молодежи тоже близко и в ее системе координат связано со свободой. Думаю, такое восприятие Гавела может сохраняться еще довольно долго.

– Можете себе представить, как будет отмечаться столетний юбилей Вацлава Гавела? Как бы вы хотели, чтобы он отмечался через 20 лет?

– В первую очередь, я бы хотел, чтобы сохранялось то, за что Гавел боролся: возможность свободной дискуссии, в том числе и о самом Гавеле – вне зависимости от того, видит ли в нем и его деятельности кто-то вдохновляющий пример или, наоборот, проблему. Я больше всего боюсь, что пространство свободы, свободного обсуждения того, как обстоят дела в обществе и куда оно хочет идти, будет сокращаться. Мы часто заблуждаемся, думая, что тоталитаризм начинается и заканчивается с появлением или исчезновением танков на улице, с символами насилия. Но, на самом деле, диктатура может начаться тем, что мы сами, добровольно ее выберем – в своих головах. Больше всего я бы опасался этой самоизоляции перед миром, закрытия границ – настоящих, государственных, или ментальных, возникающих в головах.

Вацлав Гавел
Václav Havel

Чешский государственный деятель. Последний президент Чехословакии и первый президент Чехии. Писатель. Драматург. Диссидент. Антикоммунист. Правозащитник и политический деятель. Основатель Гражданского форума. Член Европейского совета по толерантности и примирению.

Вацлав Гавел родился 5 октября 1936 года в городе Прага, Чехия. Воспитывался в семье предпринимателя. После захвата власти коммунистами Гавелы потеряли свое состояние, а сам юноша из-за своего буржуазного происхождения долго не мог получить приличное образование. Закончив в 1954 году гимназию, сдавал экзамены в Академию кино и музыкального искусства, но неуспешно. Через год поступил в Чешское высшее техническое училище на специальность «экономика транспорта», которое окончил через два года.

В 1955 году Вацлав дебютировал как литературный критик в журнале «Кветен» и вскоре приобрел известность в литературных кругах. На встрече молодых писателей в 1956 году выступление Гавела ошеломило слушателей смелостью, с какой высказывал еретические по тем временам мысли о свободе творчества.

Свой первый опыт драматургии Вацлав приобрел во время службы в армии, где организовал театральный коллектив, в котором играл и сам. Кроме того, в соавторстве с Карелом Брындой написал пьесу о воинской чести «Жизнь впереди». После демобилизации устроился техником в пражский театр «АВС», в котором поставлено несколько пьес при участии Гавела как соавтора. Параллельно, осваивал драматургию на театральном факультете Пражской академии искусств, которую окончил в 1966 году. В этот период пражский театр «На Забрадли» поставил первую большую пьесу Гавела, написанную без соавторов: «Праздник в саду». Затем появилась пьеса «Меморандум»: едкая сатира на бюрократизм.

Во время Пражской весны 1968 года Гавел активно участвовал в деятельности «Клуба независимых писателей» и «Клуба ангажированных беспартийных», организовывал многочисленные акции протеста. Известный своим свободомыслием, неоднократно подвергался тюремному заключению. Его пьесы запрещались в Чехословакии, но ставились на многих европейских сценах. Вацлав являлась одним из инициаторов создания «Хартии 77», которую в январе 1977 года подписали более 500 чехословацких интеллектуалов.

Гавел стал одним из организаторов и самым деятельным участником «Комитета по защите несправедливо преследуемых». В результате, в 1979 году Вацлава арестовали по обвинению в подрывной государственной деятельности. В тюрьме провел четыре года. По состоянию здоровья, после тяжелейшего воспаления легких, его досрочно выпустили из тюрьмы. После поправки Гавел еще более усилил свою деятельность: писал статьи, различные обращения к чешскому и к мировым правительствам, и другие произведения, в частности, широкую известность получила его пьеса «Большое опустошение», вышедшая в 1985 году.

Во время «Бархатной революции» в 1989 году Гавел выступал одним из инициаторов создания «Гражданского форума», ставшего ведущей силой демократической оппозиции в стране. Его популярность как политика быстро росла, и 29 декабря 1989 года Вацлав Гавел избран президентом Чехословакии, а в 1990 году переизбран на двухлетний срок в ходе первых свободных выборов. С его правлением связывают демократизацию общественно-политической жизни страны и первые экономические реформы. Гавел выступал за сохранение единой Чехословакии. В 1992 году столкнувшись с неизбежностью распада страны, который произошел 1 января 1993 года подал в отставку. Вацлав являлся последним президентом Чехословакии.

Вацлав Гавел выставил свою кандидатуру на пост президента страны и 2 февраля 1993 года стал первым президентом вновь образованной Чешской Республики: независимой Чехии. В 1998 году вновь избран на второй пятилетний срок.

В период правления Вацлава Гавела Чехия сравнительно безболезненно преодолела период реформ. Также, стремился вернуть свое государство в Европу, отстаивал право Чехии стать полноправным членом Евросоюза. При нем Чехия в 1999 году стала членом НАТО. В феврале 2003 года сложил с себя президентские полномочия. Новым главой государства выбран Вацлав Клаус. Следует отметить, что во время президентства Гавел не написал ни одной пьесы.

На политической пенсии вновь вернулся к творчеству. Премьера его пьесы «Уход» состоялась в Праге весной 2008 года. В последние годы экс-президент много путешествовал по миру с публичными выступлениями и лекциями в вузах мира, жил со своей женой Дагмар в доме в западной части Праги. В октябре 2011 года Гавел отметил свой 75-летний юбилей.

Вацлав Гавел скончался 18 декабря 2011 года в своем загородном доме в Градечке под Трутновом, в результате осложнений после продолжительной болезни.

Награды и Признание Вацлава Гавела

Большой крест ордена Белого льва
Большой крест ордена Томаша Гаррига Масарика
Орден Бани
Большой крест ордена Почетного легиона
Командор французского ордена Искусств и литературы
Орден Трех звезд
Большой крест венгерского ордена Заслуг с цепью
Орден Белого орла (Польша)
Орден Креста земли Марии на цепи
Большой крест, декорированного Большой лентой ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
Большой крест португальского ордена Свободы
Цепь ордена Освободителя Сан-Мартина
Цепь ордена Южного Креста
Компаньоны ордена Канады
Большой крест особой степени ордена «За заслуги перед ФРГ»
Большой крест ордена Витаутаса Великого
Орден Двойного белого креста 1 класса
Золотой орден Свободы
Орден Турецкой Республики 1 класса
Орден Изабеллы Католички с цепью
Грузинский орден Победы имени Святого Георгия
Орден князя Ярослава Мудрого 3 степени
Австрийский почетный знак «За науку и искусство»
Орден Бриллиантовой звезды
Президентская медаль Свободы
Филадельфийская медаль Свободы
Орден Звезды Иордании

Память о Вацлаве Гавеле

В апреле 2012 года Фондом по правам человека учреждена Премия Вацлава Гавела «За креативный протест»

В марте 2013 года Парламентской ассамблеей Совета Европы, Библиотекой Вацлава Гавела в Праге и чешским фондом «Хартия 77» учреждена международная Премия Вацлава Гавела. Премия «за гражданское мужество и выдающиеся достижения в области прав человека» вручается ежегодно в октябре. Церемония награждения проходит в Страсбурге, затем следует чествование лауреата в Праге.

В октябре 2012 года аэропорт Прага переименован в «Пражский аэропорт имени Вацлава Гавела».

В 2016 году в Киеве переименован бульвар Ивана Лепсе в честь В. Гавела, а также одноименная остановка скоростного трамвая.

В начале октября 2016 года площадь Вацлава Гавела появилась во внутреннем дворе Народного театра в Праге.

Семья Вацлава Гавела

Отец – Вацлав Мария Гавел (1897-1979).
Мать – Божена Гавлова (Вавречкова) (1913-1970).

Первая жена – Ольга Шплихалова, с которой познакомился в 1956 году. Гавел не раз говорил о ней, как о своей незаменимой жизненной опоре. В 1996 году она умерла.

Вторая жена – Дагмар Вешкрнова (брак с 1997), актриса.

Вацлаву Гавелу – 80 лет. Кем был знаменитый чешский диссидент, ставший президентом?

Вацлав Гавел: диссидент, президент, моральный авторитет
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter

No media source currently available

  • 270p | 3,4MB
  • 360p | 5,6MB
  • 720p | 12,9MB

Вацлав Гавел: диссидент, президент, моральный авторитет

5 октября Вацлаву Гавелу исполнилось бы 80 лет. Его наследие не теряет актуальности и через пять лет после смерти политика, а его самого и его дела продолжают обсуждать – и в Чехии, и во всем мире. Вацлава Гавела вспоминает историк Ефим Финштейн, который тесно с ним общался в 90-е годы

Если бы он не умер пять лет назад, ему бы сейчас исполнилось восемьдесят. Вряд ли он смотрелся бы иначе, чем при жизни. Ну, может быть, выглядел бы еще комичней в своих коротких, мальчиковых штанишках и кургузом пиджачке, картавый, вечно покашливающий и полусогнутый, с трудом подбирающий правильные слова.

Из прекрасного далека его фигура выглядела гораздо монументальней, чем в его родной Чехии. Любопытна характеристика, которую в 1980 году тюремный врач-психолог дала тогдашнему политзаключенному Вацлаву Гавелу: “Экстравертированная личность с высоким интеллектом, социально гибкая, хорошо ориентированная в мире современных идей. Свободомыслящий либерал радикального толка, склонный к самостоятельным и неординарным решениям, с богатой фантазией и насыщенной внутренней жизнью, способный прекрасно формулировать мысли. При этом человек, преследуемый тревожной мнительностью и не уверенный в себе”.

Темой жизни Гавела были моральные ценности, в повседневном быту и в политике.

В начале 90-х, когда коммунистическое прошлое еще не было таким уж прошлым и когда опыт тоталитаризма еще довлел над человеческим существованием, только-только раскрепощенным, его речи и тексты звучали свежо и многозначительно. По мере укрепления демократического уклада они постепенно теряли остроту и ударность, медленно, но верно превращаясь в пустое морализаторство.

Гавел по-прежнему бичевал потребительскую ментальность, установку на мещанский уют, стяжательскую сущность нарождающегося капитализма, мелочную грызню политических партий, не предлагая взамен ничего путного и работающего. Девиз всей его жизни “Правда и любовь победят ложь и ненависть” был хорош, пока адресовался к человеческой природе и имел в виду облагораживание морального облика личности, но, всерьез предлагаемый в качестве политической программы, мог вызвать разве что недоуменную усмешку.

Дело в том, что все четыре понятия непреходящи и неотмирны, как все метафизическое, и говорить на полном серьезе об окончательной победе одного над другим невозможно, не навлекая на себя подозрение в несколько книжном и нежизненном складе ума. Вацлава Гавела вообще было легко критиковать, и в годы его президенства в Чехии этим не занимался только ленивый.

Поразительно, но в среде российской праволиберальной интеллигенции первый чешский президент (до него были только чехословацкие) сегодня воспринимается как ушедший единомышленник. Это аберрация памяти, возникающая по мере удаления во времени и пространстве. Взгляды президента-мыслителя, конечно, эволюционировали.

Он, к примеру, начинал как убежденный пацифист и противник военных блоков, выступавший за самороспуск не только Варшавской, но и Североатлантической военных организаций, чтобы стать под конец жизни “ястребом”, ярым пропагандистом интервенционализма и автором словосочетания “гуманитарная бомбардировка”. Но в своей эволюции до идей правого либерализма он не дозрел никогда.

В книге воспоминаний “Искусство управления государством” Маргарет Тэтчер, тонкий знаток идейных течений и проницательный физиогномист, дает чешскому президенту следующую характеристику: “Не может быть ни малейших сомнений в том, что Гавел антикоммунист. Но он – человек левых убеждений, и это определяет его взгляд на мир”.

В этом ключ к его многочисленным заблуждениям и источник противоречий, терзавших Гавела как мыслителя.

Не случайно в своей эпохальной полемике с замечательным писателем Миланом Кундерой вокруг его эссе “Похищение Европы” Вацлав Гавел отвергает трактовку России как Азиопы, тупого агрессора, вырвавшего Чехию из ее естественного цивилизационного контекста. Свое кредо в отношении неудобного восточного соседа он высказал в первом же после бархатной революции выступлении в американском Конгрессе: “Если хотите помочь нам, помогите сначала России”. Это, может быть, и глубоко, но недостаточно реалистично: Россия – не та миниатюрная вселенная, которой можно помочь со стороны.

Будучи левым интеллектуалом, Гавел часто попадал в логические западни.

С одной стороны, он исповедовал культ президента-освободителя Масарика, первым сформулировавшего “чешскую идею”, которая была заложена в фундамент национального государства, ценил традиции антиавстрийского и антифашистского сопротивления и специфическую идеологию “сокольства” – всенародного спортивного движения. С другой – отвергал всякую национальную принадлежность, продвигал принцип мирового гражданства, государство считал безнадежно устаревшим институтом и атрибутом прошлого, был сторонником безоговорочной и ничем не ограниченной передачи всех и всяческих признаков государственного суверенитета наднациональным органам управления, некоему “мировому правительству”.

С одной стороны, Гавел был беззаветным борцом за свободу и демократию, с другой – его представления о демократии были весьма своеобразными и включали в себя крайнее недоверие к политическим партиям и представительному парламентаризму, а проповедь “гражданского общества” выдавала симпатии к корпоративистской модели.

Гавел решительно не был черно-белой фигурой, и видеть его в черно-белых красках – значит, упрощать сложное явление

С одной стороны, он любил поговорить о высокой нравственности и духовности, с другой – безоговорочно поддерживал прогрессистские леволиберальные течения во всех областях общественной жизни.

Там, где в обществе возникали идейные споры, Гавел интуитивно брал сторону тех, кто продвигал принципы постмодернистского морального релятивизма. Христианские нравственные основы, самоценность семьи, патриотизм – эти понятия были ему бесконечно чужды. Его мировозрение зиждилось на плавучих песках абстрактного гуманизма, мультикультурализма, космополитизма. Традиционную семью он презрительно называл “телятником, где от случки быка с коровой непременно ожидают забойных телят на мясо”.

В последние годы жизни Гавел увлекся климатическим алармизмом и всемерно помогал партии зеленых. Но, как и во всех других случаях, его поддержка оказывалась, по его собственному меткому слову, “поцелуем смерти”.

С одной стороны, по жизни он был убежденным пацифистом, гуманистом и защитником прав человека. С другой – это никогда не мешало ему выступать за все формы военного вмешательства Запада в самые запутанные сектантско-племенные конфликты.

Иногда приходится сталкиваться с коварной интерпретацией новейшей истории Чехии, где Вацлав Гавел подается как хитрозадый интриган, одержимый одной, но пламенной страстью – тягой к власти. Всей своей жизнью он, якобы, всего лишь унавоживал почву для того, чтобы добраться до власти и овладеть ею.

Тайный смысл такой постановки вопроса – стремление удалить из истории память о том, что были люди, готовые пожертвовать собственной свободой во имя свободы и справедливости для всех. Гавел как-никак отсидел в общей сложности почти пять лет за свою работу в Комитете по защите несправедливо преследуемых (один из специализированных органов движенияХартия-77).

Конечно, по российским меркам, это не срок, как говорится, “на параше отсидеть”, но время-то было на дворе не сталинское. Сама готовность жертвовать собственным благополучием во имя высших общечеловеческих ценностей отличает западную цивилизацию от всех других. Так, во всяком случае, понимал ее Вацлав Гавел, и, может быть, при всех его заблуждениях, именно благодаря ему Запад признал право посткоммунистических стран Центральной Европы стать его неотъемлемой частью.

Вацлав Гавел никогда не был статичной, неизменной величиной. Одним он был в 60-х годах, другим во времена Хартии, третьим в период “бархатной революции”, четвертым в годы президентства и совсем непохожим на всех вместе взятых после выхода на пенсию, когда подытоживал прожитое, писал последнюю пьесу и снимал свой первый и последний фильм.

Одни сегодня видят в нем демона, ответственного за все огрехи реального капитализма, для других он остался кумиром, памятником, вылитым в бронзе, освободившим нас от прелестей реального социализма. Ошибаются и те, и другие.

Гавел решительно не был черно-белой фигурой, и видеть его в черно-белых красках – значит, упрощать сложное явление. Гавел ушел в историю: то, что испортил, ему уже не исправить, своей правоты уже не доказать. Одно ясно: он был полнокровным политиком из мяса и костей, своими идеями жил и всегда был готов платить за убеждения по самому большому счету.

В нем была та правдивость, которой так убийственно не хватает сменщикам Гавела на президентском посту. А с другой стороны, в нем не было того бесконечного цинизма, без которого, якобы, политика сегодня невозможна. Он жил не по лжи, не паясничал, не прикидывался.

Мне часто доводилось не соглашаться с ним – в личных спорах и в газетных полемиках. Но сегодня вечером я с удовольствием затеряюсь в толпе на Вацлавской площади – надеюсь, многочисленной – одним из тех, кто придет отметить его годовщину. И показать, что есть еще спрос на живых людей в политике.

Печено вепрево колено — рецепт приготовления запеченой свиной рульки по-чешски

Как много приходит на ум, думая о Чехии — невероятной красоты здания, потрясающие витражи, многолюдные парки, тихие улочки и неповторимая атмосфера. Большое количество мелких уличных кафешек и ресторанчиков манят проголодавшихся туристов разнообразными запахами. И среди этих ароматов почти всегда можно услышать запах национального блюда — вепрева колена.

Печено вепрево колено (Pečené vepřové koleno) — традиционное, можно сказать, классическое блюдо Чехии, о котором невозможно забыть, если хотя бы раз попробовать.

Из оригинального названия можно сделать вывод, что речь идет о колене вепря (молодого кабана). Как правило, блюдо сначала отваривают, а потом запекают.

Свиная рулька по-чешски — еще одно название этого невероятно сытного и вкусного блюда, которое в ресторанах и кафе подается с гарниром в виде овощей, парой ломтиков хлеба и, конечно же, со знаменитым темным пивом.

Вепрево колено — традиционный рецепт приготовления

Печено вепрево колено — вкуснейшее блюдо, примечательное тем, что воссоздать традиционный, истинный рецепт можно самостоятельно дома.

Для приготовления рульки понадобится:

  • свиная рулька;
  • темное пиво 2 литра;
  • одна средняя морковь;
  • сельдерей;
  • чеснок;
  • специи: лист лавра, гвоздика, душистый перец, тмин;
  • соль.

Для приготовления гарнира понадобится:

  • квашеная капуста (1 кг);
  • одна средняя луковица;
  • бульон — 200 мл;
  • растительное/оливковое масло (ок. 100 мл);
  • специи: тмин, кориандр.

Для приготовления соуса понадобится:

  • зерновая горчица — 1 ст/л;
  • мед — одна ст/л

Процесс приготовления:

  1. Чистим кожу свиной ноги. Если на ней присутствует щетинка, то ее необходимо опалить.
  2. Рульку тщательно вымыть. При необходимости разрезать на части, дабы она поместилась в кастрюлю.
  3. Полностью заливаем рульку пивом. Ставим на плиту на сильный огонь.
  4. Пока рулька варится, подготавливаем овощи: морковь и лук чистим и нарезаем. Корень сельдерея очищаем и нарезаем крупными кубиками. Чеснок чистим и разделяем на зубчики.
  5. После закипания пива, снимаем всю пену и делаем огонь меньше.
  6. К рульке на плите добавляем овощную смесь, которую мы уже подготовили. Также посыпаем специями и солью.
  7. Оставляем вариться на 2 часа под крышкой. По истечении первого часа переворачиваем рульку.
  8. Для приготовления гарнира некрупно порежьте лук и обжарьте со всех сторон на сковороде.

Запеченная свиная рулька по-чешски в духовке

Свиная рулька, запекаемая в духовке — невероятно вкусное и сытное блюдо.

Подавать к столу ее рекомендуется с капустой, тушеной на масле или отварным картофелем.

Для приготовления блюда понадобится:

  • свиная рулька;
  • одна средняя луковица;
  • чеснок;
  • темное пиво (2 литра);
  • специи: лист лавра, гвоздика, черный перец, тмин;
  • соль

Процесс приготовления:

  1. Рульку свиньи тщательно промываем. При необходимости порубите пополам, дабы она поместилась в кастрюлю.
  2. Подготовленную рульку помещаем в кастрюлю и полностью (+2см) заливаем водой. Ставим на плиту. Как только вода закипает, снимаем пену, добавляем заранее порезанный лук и уменьшаем огонь. Продолжаем варить еще 60 минут.
  3. По прошествии времени добавляем специи (по вкусу) и соль. Оставляем вариться еще на полчаса.
  4. В готовой рульке проделываем отверстия, в которые помещаем очищенный чеснок. Посыпаем рульку специями, если есть необходимость, то посыпаем солью. Помещаем на противень.
  5. Темным пивом обливаем рульку. Противень помещаем в духовку на 60 минут, постоянно обливая ее пивом.
  6. По истечении времени достаем рульку из духовки. Подаем на стол горячей.

Запеченная свиная рулька по-чешски в мультиварке — рецепт приготовления

Блюдо, приготовленное в мультиварке, имеет множество достоинств.

Вы можете быть уверены, что мясо не подгорит и будет мягким и пропитанным.

Для приготовления блюда понадобится:

  • свиная рулька;
  • темное пиво (0,5 л);
  • чеснок;
  • лист лавра, тмин, перец душистый;
  • коричневый сахар и соль

Процесс приготовления:

  1. Перед началом готовки рульки ее необходимо замариновать. Мариновка осуществляется в несколько этапов:
    • Поместите рульку в емкость и залейте пивом.
    • Добавьте сахар и соль по вкусу;
    • Посыпьте специями: тмин, лист лавра, перец;
    • Порежьте чеснок мелкими кубиками и добавьте в маринад;
    • Накройте пищевой пленкой или фольгой и оставьте в прохладном месте.
  2. Спустя 6 часов вынимаем рульку. Ее нужно немного обсушить. Сделайте это с помощью полотенца.
  3. По поверхности мяса сделайте надрезы, в которые помещаем кусочки чеснока. Можно натереть специями и солью по вкусу.
  4. Мясо помещаем в мультиварку, добавляя оливковое масло. Также к рульке обратно перемещаем оставшийся маринад.
  5. Мультиварку поставьте в режиме «мультиповар» на 120° на 120 минут.
  6. По прошествии времени не вынимайте рульку сразу, оставьте ее потомиться в мультиварке еще минут на 20.
  7. Готово! Подавать горячим. К такому мясу идеально подойдет картофель, приготовленный в любой виде. Можно добавить зелени.

Видео с рецептом от чешских товарищей:

Итак, как видите, приготовить самостоятельно это блюда не составит огромного труда, единственное, что потребуется — это терпение, ведь блюдо, в общей сложности, готовится более трех часов.

Но поверьте, оно того стоит! Удачных вам кулинарных экспериментов и приятного аппетита!

Вам может быть интересно:

Печено вепрево колено — простой рецепт рульки по-чешски

Вепрево колено — одно из вкуснейших и известнейших блюд чешской кухни. Оно представляет собой цельную свиную рульку, запеченную до аппетитной корочки в духовке или на открытом огне. Сегодня существует масса рецептов приготовления национального чешского блюда. Обычно отличаются они составом дополнительных ингредиентов: приправ, специй, пряностей. Неизменными остаются два основных компонента — свиная рулька и пиво. Использовать лучше темный напиток,он придаст запеченному мясу неповторимый сладковатый солодовый дух.

Сегодня мы познакомимся с рецептом создания этого мясного угощения по-чешски. Способ считается оригинальным, так готовят печено вепрево колено в ресторанах Чехии. Рецепт создания блюда довольно прост — его легко можно сделать в домашних условиях. А времени понадобится немало: сначала мясо будет вымачиваться в течение 8-12 часов, потом 2 часа вариться, затем еще запекаться 2-3 часа. Но каждая потраченная минута окупится сразу, как вепрево колено окажется на столе. Поэтому, наберитесь терпения, и скоро будете вознаграждены восхитительно вкусным мясом. Рецепт с фото поможет узнать нюансы приготовления блюда.

  • свиная рулька — 1-2 кг;
  • темное пиво — 800 мл;
  • морковь — 1 шт.;
  • лук — 1 головка;
  • чеснок — 3-4 зубчика;
  • зелень петрушки — 1 пучок;
  • душистый перец горошком — 5-7 горошин;
  • лавровый лист — 1 шт.;
  • соль — 1 ст.л.;
  • сахар — 1 ст.л.

Как приготовить pečené vepřové koleno (печено вепрево колено)

  1. Рульку промываем, заливаем холодной водой. Оставляем мясо замачиваться на 8-12 часов, можно немного больше. Эта процедура позволит избавиться от специфического запаха мяса. Шкурку также будет удобнее поскоблить и почистить. Мариновать не будем, вместо этого отварим ее — так мясо гарантированно пропечется, станет мягким, нежным.
  2. Вычищенную рульку кладем в объемную кастрюлю. Добавляем очищенные, крупно нарезанные морковь, лук. Бросаем душистый перец, дольки чеснока (без шелухи), лаврушку, веточки петрушки. Солим. Заливаем 600 мл темного пива, а дальше доливаем холодную воду так, чтобы жидкость полностью покрыла содержимое кастрюли. Остатки хмельного напитка и сахар понадобятся позже — для запекания.
  3. Ставим кастрюлю на плиту, доводим до кипения, приоткрываем крышку. Убавляем мощность нагрева. Варим 2 часа. Периодически переворачиваем свиную рульку, подливаем воду по мере необходимости.
  4. За 2 часа мясо станет мягким — острие ножа должно легко входить в него. Остатки пива смешиваем с сахарным песком в отдельной посуде.
  5. На гарнир отлично подойдет картошка. Запекать ее будем на противне с вепревым коленом. Если картофель молодой, тонкокожий, можно его просто тщательно вымыть, не чистить. У меня очищенные клубни. Нарезаем картошку крупными дольками. Раскладываем кусочки на противне одним слоем. Форму для запекания лучше предварительно застелить фольгой. Сверху водружаем нашу рульку. Поливаем частью сахарно-пивной смеси. Для первого раза достаточно трех столовых ложек.
  6. Ставим противень в горячую (220 градусов) духовку. Через 20 минут нагрев убавляем до 180 градусов, рульку переворачиваем, поливаем еще 1-2 ложками смеси. Дальше готовим вепрево колено около 2-3 часов — до того момента, пока мясо не начнет свободно отходить от кости, а шкура не приобретет золотисто-коричневый цвет.

Подаем чешский деликатес горячим вместе с запеченной картошкой, кисленькой капустой и пивом! Мужчин наверняка уговаривать не придется. А женщинам, которые посчитают печено вепрево колено чересчур жирным и калорийным, откроем маленький секрет, немного отойдя от темы чешской кухни. У китайцев рулька в большом почете, она считается женским блюдом. Это потому, что мягкая шкурка помогает сохранить красоту кожи и избавиться от морщинок. Ешьте, наслаждайтесь, хорошейте и… приятного вам аппетита!

Перед запеканием рульку можно обмазать медом — корочка будет еще красивее, а вкус — насыщеннее.

Подавать вепрево колено следует на одном большом блюде. Вокруг мяса поставьте маленькие соусницы с хреном и горчицей — обычной, зерновой. Разрезают вепрево колено прямо за столом.

Сохранить рецепт в “Кулинарной книге” 0

Читайте также:  Парковка в Праге в центре, правила парковки в Чехии, парковка в аэропорту, стоимость дешевой парковки
Ссылка на основную публикацию