Общественный транспорт в Чехии: метро, автобусы, трамваи, такси

Транспорт в Праге

Городской общественный транспорт Праги состоит из развитых сетей метро, автобусов и трамваев. Кроме того, в Праге имеется фуникулер, поднимающийся на Петршинский холм, паромные переправы через Влтаву, небольшая канатная дорога и единственная троллейбусная линия. Туристический транспорт Праги представлен многочисленными автобусными и лодочными маршрутами, а на площадях и возле крупных достопримечательностей в ожидании туристов дежурят гужевые повозки.

Все пассажирские перевозки в Праге осуществляются несколькими транспортными компаниями, главной из которых является транспортная компания DPP. Почти все городские и пригородные автобусы, линии метрополитена, трамвайные линии, водный общественный транспорт и фуникулер находятся под управлением компании PID.

Тарифные зоны Праги и пригорода

Вся территория, обслуживаемая линиями Пражского интегрированного транспорта (PID) разделена на зоны. Зонирование определяет цену поездки. Город Прага находится в пределах транспортных зон P, 0 и B. Пригородные зоны имеют нумерацию от 1 до 9.

Билет на поездку в пригород ограничен по времени и количеству зон. Это единственные ограничения, так как пригородные зональные билеты можно даже передавать другим лицам.

Если в пределах Праги все просто, то следует подробнее рассмотреть как работает схема зон в пригороде. Все зоны расположены в следующем порядке (из центра Праги в пригород): P, 0, B, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Например, вы решили посетить знаменитую Костницу в Кутна-Горе и отправляетесь туда из Праги на общественном транспорте. Кутна-Гора находится в 7-ой транспортной зоне, по пригородной линии от зоны 7 до зоны B, вы переходите на городскую линию и продолжаете движение уже в городе. В таком случае необходимо иметь билет как минимум на 11 зон (7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, B, 0 и P, которая рассчитывается как две отдельные зоны).

Билеты и проездные

В Праге действует предварительная оплата проезда в городском общественном транспорте. Билеты действуют на всех линиях метро, трамваев, автобусов, электричек в пределах города, фуникулере, паромах. Билеты городского общественного транспорта НЕ действуют на линии Аirport Еxpress (АЕ). Дети до 6 лет имеют право на бесплатный проезд. Детский билет приобретается для ребенка от 6 до 15 лет (при себе необходимо иметь документ, подтверждающий возраст).

Стоимость проезда в Праге в 2021 году:

Вид билетаВзрослыйДетский
На 30 минут24 кроны12 крон
На 90 минут32 кроны16 крон
На 24 часа110 крон55 крон
На 72 часа310 крон

Если вам необходимо совершить короткую поездку, то лучше всего приобретать лимитированный билет на полчаса за 24 кроны. По этому билету в течение получаса можно совершать любое количество пересадок. Также в Праге есть билет, который принято называть основным (базовым). Он действителен в течение 90 минут и по нему также можно пересаживаться в пределах времени. Стоит отметить, что если вы приобретаете данный билет в автобусе у водителя, то его стоимость возрастает до 40 крон.

При условии длительного прибывания в стране можно приобрести билеты или проездные карты на более долгий срок (от 1 месяца до 1 года). Более подробно о ценах и условиях можно узнать на официальном сайте PID.

Билеты необходимо компостировать перед началом поездки. В автобусах и трамваях компостеры находятся внутри, на поручнях недалеко от входных дверей, а в метро они располагаются перед эскалатором. Пробивающие устройства всегда желтого цвета, как в метро, так и в автобусах с трамваями. Они оставляют на билетах дату и точное время, когда билет начали использовать. Именно от этой минуты отсчитывается срок действия билета.

Подобрать тариф в зависимости от продолжительности поездки поможет тарифный калькулятор от PID. Цены на проезд в пригород Праги согласно тарифным зонам можно узнать здесь.

Билеты на транспорт в Праге можно приобрести:

  • в газетных киосках;
  • в билетных автоматах. Автоматы принимают только монеты. В некоторых оживленных местах, таких как аэропорт или центральный железнодорожный вокзал установлены автоматы, принимающие оплату по безналичному расчету.
  • у водителей автобусов (с наценкой). Взрослый билет на 90 минут — 40 крон, детский — 20 крон. Оплатить билет в трамвае можно только банковской картой с поддержкой бесконтактной оплаты;
  • в информационных центрах и специальных точках продаж;
  • в офисах «Чешских железных дорог»;
  • через SMS (только на чешскую действующую SIM-карту);
  • через мобильное приложение «PID Lítačka», доступное для iOS и Android. Если вы покупаете билет через мобильное приложение, то его обязательно необходимо активировать. Срок действия билета стартует через 2 минуты с момента активации и только тогда его можно использовать, поэтому необходимо позаботиться об активации заранее.

Согласно официальному сайту PID, условия оплаты провоза багажа, коляски с ребенком или собаки в Праге и пригороде немного различаются:

ВидПрагаПригородЭлектрички PID
Коляска (с ребенком)
Собака 16 крон16 крон
Багаж16 крон16 крон

Из исключительных условий можно назвать транспортировку коляски без ребенка. В таком случае придется заплатить 16 крон. Собака в общественном транспорте и на остановке должна быть обязательно в наморднике и на поводке. Насчет велосипеда и лыж все проще — они не оплачиваются никогда. Но с ними также есть ряд тонкостей — их владельцы должны садиться в метро либо в первый вагон поезда, либо в последний — это обусловлено тем, что эти вагоны чаще всего более пустые, нежели остальные. В трамвае велосипедисты и лыжники должны всегда ездить в конце последнего вагона, конечно, если трамвай состоит из более чем одного вагона.

Турникеты в метро отсутствуют, контроль осуществляется внутри станций и в поездах контролерами Транспортного предприятия. Контролер обязан предъявить желто-красный значок и служебное удостоверение.

Согласно официальному сайту PID, штраф за безбилетный проезд составляет 1500 крон, за безбилетный провоз багажа — 200 крон. Взамен оплаченного штрафа контролер обязан выдать квитанцию. Большого штрафа можно избежать, если оплатить его сразу на месте, а не позже в офисе компании — в этом случае с нарушителя возьмут всего 800 крон, вместо 1500 крон и 100 крон вместо 200.

Туристические карты

Как и в других мировых столицах туризма, в Праге можно приобрести несколько видов туристических карт, позволяющих сэкономить и увидеть многие достопримечательности без очереди и платы за вход. Кому действительно получится сэкономить, а кому данные карты не принесут выгоды напрямую зависит от количества выбранных достопримечательностей и многих других факторов, но обо всем по порядку.

Prague City Pass

Карта дает право на посещение более 15 самых главных достопримечательностей Праги, речной круиз и автобусный тур по историческому центру города. С актуальным списком доступных достопримечательностей можно ознакомиться здесь. Приобрести Prague City Pass можно в офисах продаж или онлайн на официальном сайте. Карта действительна в течение 30 дней со дня приобретения.

В 2021 году стоимость карты составляет:

  • для взрослого — 1390 крон или 54,90 евро;
  • для ребенка — 990 крон или 39,90 евро.

Prague Card

Данная карта предоставляет право на посещение более 60 самых знаковых мест города, речной круиз и автобусный тур по историческому центру города, скидки до 50% на развлечения и многое другое. Актуальный список достопримечательностей представлен на официальном сайте. Приобрести Prague Card можно в одном из офисов компании, на официальном сайте или, воспользовавшись мобильным приложением, доступным для iOS и Android.

Стоимость карты в 2021 году составляет:

Взрослый тарифДетский тариф
2 дня71 евро51 евро
3 дня81 евро58 евро
4 дня88 евро64 евро

Метро Праги

Вход в метрополитен можно узнать по стрелке, направленной вниз. Согласно данным официального сайта PID, метрополитен работает ежедневно с 05:00 до 24:00. Интервал движения между поездами: 2 — 4 минуты в час пик, и 5 — 10 минут в остальное время.

Метро Праги состоит из трех линий (А, В и С) общей протяженностью 65,2 км, с 61 станцией. Линия А на картах обозначена зеленым цветом и соединяет станции Depo Hostivař и Nemocnice Motol. Линия В — желтого цвета, проложена от станции Černý Most до Zličín. Линия С — красная, проходит от станции Háje до станции Letňany.

Переходы с линии на линию осуществляются на станциях Muzeum (линии A и C), Můstek (линии A и B) и Florenc (линии B и C). Рядом с некоторыми станциями метро располагаются «перехватывающие парковки», на которых можно оставить личный транспорт и продолжать движение на метро. Список парковок представлен на официальном сайте PID. Также спланировать маршрут поможет карта текущей загруженности «перехватывающих парковок».

Трамваи в Праге

Прага имеет крупнейшую трамвайную сеть в Чехии. Первый конный трамвай проехал по чешской столице в 1875 году, а электрический трамвай появился уже в 1891 году.

График работы трамвая — днем приблизительно с 05:00 до 24:00. Интервал движения в среднем составляет 8 минут в часы-пик и 10 — 20 минут в остальное время. Дневные линии обслуживаются трамваями № 1 — 26. Самые загруженные линии № 9, 17 и 22 курсируют с более высокой частотой (каждые 4 минуты в часы-пик и 5 — 10 минут в остальное время).

Во время ремонта или какой-либо аварии на трамвайных путях, конкретные трамвайные направления заменяют автобусными, присваивая автобусам точно такие же номера, как и трамваям, но приписывая букву X в начале. Например, вместо 22 трамвая Праги будет курсировать автобус X22.

Маршруты трамваев Праги не бывают пустыми даже в темное время суток. Ночью по Праге курсируют трамваи № 91 — 99, с 00:00 до 05:00. Интервал движения — 30 минут. В ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье интервал движения сокращается до 20 минут. Расписания движения трамваев указаны на всех остановках. В центре Праги имеется связующая станция, через которую проходят абсолютно все ночные маршруты трамваев, что позволяет добраться до любой части города. Эта станция называется — Lazarská, и располагается в десяти минутах ходьбы от Вацлавской площади.

Исторический трамвай № 41

Через центр города проходит еще один исторический маршрут № 41. Трамваи курсируют только по выходным и праздничным дням.

Для оплаты проезда обычные билеты уже не подойдут. Оплатить проезд можно непосредственно в транспорте. Тарифы в 2021 году составляют 50 крон для взрослых и 30 крон для детей до 15 лет. Детская коляска с ребенком и проезд лиц старше 70 лет оплачивается по льготному билету и составляет 30 крон.

Исторический трамвай № 23

Имеется также и «исторический», или, как говорят в Праге, «ностальгический» трамвай № 23, поставленный на маршрут 25 марта 2017 года. Линия обслуживается исключительно старыми составами Т3. «Ностальгический» трамвай курсирует круглый год, а его главной целю является показать миру ушедшие в историю вагоны Т3 и «разгрузить» самый востребованный маршрут № 22 на участке между центром города и Пражским Градом.

Маршрут «ностальгического» трамвая № 23: Zvonařka — I. P. Pavlova — Karlovo náměstí — Národní třída — Národní divadlo — Újezd — Malostranská — Pražský hrad — Pohořelec — Malovanka — Královka.

Движение на данном маршруте стартует с 08:30 и заканчивается в 19:00. Интервал движения составляет 30 минут, но в пик туристического сезона трамвай № 23 курсирует каждые 15 минут. В «ностальгическом» трамвае проезд оплачивается также, как и в остальном общественном транспорте Праги.

Автобусы

Пражская автобусная сеть очень развита и помогает пассажирам добраться до пункта назначения как днем, так и ночью.

Рейсы городских дневных автобусов Праги стартуют приблизительно в 04:45 и заканчивают работу в 00:15. Интервал движения в часы-пик составляет от 6 до 15 минут, а в остальное время придется ждать дольше — от 10 до 30 минут. Автобусы, курсирующие в дневное время имеют номера от 100 до 299. Посадка осуществляется через любые двери автобуса.

Пригородные дневные автобусы имеют номера от 301 до 499 и соединяют Прагу с другими населенными пунктами Центральной Богемии. Не следует забывать, что билеты на пригородные автобусы приобретаются согласно количеству пересекаемых зон, о чем было написано выше. Посадка в пригородные автобусы осуществляется только через переднюю дверь.

Ночные городские автобусы курсируют по Праге приблизительно с полуночи до 04:45 и имеют номера с 901 по 915. Ночные пригородные автобусы имеют номера с 951 по 960. Расписание автобусов Праги размещены на остановках.

Туристические автобусы Праги

В Праге, ровно как и в других мировых столицах туризма, очень распространены автобусные экскурсии по городу. Компаний, предоставляющих данный тип услуги — великое множество. Одной из крупнейших является компания CitySightseeing, красные двухэтажные автобусы которой видно издалека.

Маршруты экскурсий — разнообразны и охватывают главные достопримечательности города. Удобство данного вида туров состоит в том, что согласно системе hop on/hop off, можно сходить на остановках, осматривать достопримечательности, а затем пересаживаться на следующий автобус данного маршрута. Для ребят от 3 до 15 лет приобретается детский билет. Дети до 3 лет путешествуют бесплатно.

Стоимость автобусного тура по Праге в 2021 году при покупке билета на сайте составит:

  • Взрослый билет на 24 часа — 495 крон;
  • Детский билет на 24 часа — 247,50 крон;
  • Взрослый билет на 48 часов — 810 крон;
  • Детский билет на 48 часов — 405 крон.

Яркие туристические автобусы легко найти в местах скопления туристов — на центральных площадях. Билет можно приобрести при посадке или на официальном сайте. Если приобретать билеты при посадке в автобус, то их стоимость увеличится на 55 крон от указанной выше цены.

Автобусный тур можно комбинировать с посещением главных достопримечательностей Праги.

Как работает общественный транспорт в Чехии

Чехия – живописная страна со множеством достопримечательностей. Чтобы ознакомиться с ними, придется постоянно перемещаться как внутри городов, так и между ними. Поэтому, планируя путешествие в эту страну, следует выяснить, как устроен общественный транспорт в Чехии.

  1. Общие сведения о системе общественного транспорта в Чехии
  2. Как работает пражское метро
  3. Особенности железнодорожного сообщения
  4. Как работают автобусы в Чешской Республике
  5. Как устроено трамвайное сообщение
  6. Как работает канатная дорога в столице Чехии
  7. Как и где можно купить билеты на проезд в общественном транспорте
  8. Как работает чешское такси
  9. Транспортные приложения и сайты
  10. В заключение
  11. ТРАНСПОРТ В ПРАГЕ | КАК НЕ ТРАТИТЬ ЛИШНЕЕ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ: Видео

Общие сведения о системе общественного транспорта в Чехии

Подобно другим странам ЕС Чехия сделала ставку на развитие общественного транспорта. В настоящее время страна имеет разветвленную сеть железных дорог и множество городских и междугородных автобусных маршрутов.

В большинстве крупных городов Чехии имеется трамвайное сообщение, а в Праге есть еще метро и канатная дорога. В 2021 году после 45-летнего перерыва в столице возобновил работу троллейбус.

В небольших городах, например Карловых Варах, городской транспорт представлен преимущественно автобусами.

Особенность чешского транспорта заключается в строгом следовании расписанию.

Некоторые автобусы и трамваи продолжают свою работу и в ночное время, причем без увеличения стоимости проезда. Автобусы оборудованы кнопкой STOP, позволяющей осуществить остановку по требованию.

Читайте также:  Погода в Праге в декабре отзывы туристов стоит ли ехать, туры и отдых

В крупных городах страны, включая Прагу и Брно, создана единая система городского транспорта, позволяющая пользоваться единым билетом для всех видов поездок. Это дает возможность путешественнику не только сэкономить на транспорте, но и довольно быстро добраться практически до любой точки столицы Чехии или другого города страны.

Как работает пражское метро

Единственный в стране метрополитен расположен в Праге. Он состоит из трех веток, которые принято называть буквами A, B и C. Совокупная протяженность его линий составляет порядка 65 км. Общее количество станций пражского метро – 61.

Схема метро Праги:

Расположение станций подземки позволяет туристам добраться во все наиболее интересные районы столицы. Так, Hradcanska позволяет попасть в район Пражского Града (замка), Staroměstská расположена недалеко от Карлова моста и Староместской площади, а от Nádraží Holešovice можно легко добраться до знаменитых поющих Кржижиковых фонтанов.

Особенностью станций пражского метро является огромное количество выходов. При этом из-за того, что большая часть станций расположена не слишком глубоко, эскалаторы установлены далеко не везде.

Время работы пражского метро в будни и воскресенье – с 5.00 до 24.00. По пятницам и субботам его работа продлевается на час – до 01.00.

Интервал между прибытием поездов составляет от 4 до 10 минут, а в часы пик сокращается до 3 минут.

Получасовая поездка на метро по центру города обойдется порядка 25 крон (около 1 €).

Особенности железнодорожного сообщения

Все города Чехии соединены железнодорожным сообщением. При этом поезда следуют строго по расписанию, а билеты на них всегда есть в продаже.

Особенностью чешских железных дорог является то, что приобретенный билет не привязан к конкретному поезду, а действителен во всех составах, следующих по заказанному маршруту. Это значит, что произведенная вами оплата дает право выйти из поезда в любом промежуточном пункте его следования, ознакомиться с достопримечательностями и сесть в любой следующий состав, идущий в том же направлении.

В стране используются три основных типа вагонов: классические купейные и плацкартные, а также типичные для большинства небольших европейских стран общие вагоны с сидячими местами.

Через официальный сайт компании České dráhy , который доступен на английском и чешском языках, можно купить билеты на все поезда.

Одним из важнейших транспортных узлов Праги является расположенный на юго-западе столицы Смиховский вокзал. Его преимуществом является близость к нему станции метро и остановки множества трамвайных маршрутов.

Как работают автобусы в Чешской Республике

Единственный способ добраться до известных отдаленных городков, таких как Карловы Вары и Чески-Крумлов, – междугородные автобусы. Их маршруты и расписание приведены на сайте . Билеты на автобусы можно купить на автовокзалах или непосредственно у водителя.

Крупнейшим в стране является пражский автовокзал Флоренц. Автобусы отсюда отправляются практически во все города Чехии. Добраться до автовокзала можно на метро, доехав до станции Florenc, воспользовавшись линиями B и C.

Поездка в автобусе обходится дешевле, чем в поезде, однако на нее придется потратить больше времени.

Кроме междугородных развиты и внутригородские автобусные маршруты. В большинстве городов значительная их часть проложена вдали от центра.

Расписание автобусов размещается на остановках. Отдельно существуют дневные и ночные маршруты. Дневное движение начинается в 04.30 и длится до 0.00. Интервал движения днем обычно составляет от 10 до 30 минут.

В 0.30 начинается работа ночных маршрутов. Проходит она с интервалом до 40 минут и заканчивается в 4.30.

Лучший способ попасть из Праги в аэропорт Рузине, расположенный за пределами города, – воспользоваться автобусными маршрутами № 100 и 119.

Как устроено трамвайное сообщение

Основным способом перемещения по крупным городам Чехии является трамвай. Так, в Праге в дневное время курсируют трамваи по 24 маршрутам с интервалом от 4 до 10 минут. В ночное время их количество сокращается до 9 (причем большая часть маршрутов не совпадает с дневными), а интервал движения возрастает до 40 минут.

Турникетов и кондукторов в пражских трамваях нет. Билеты нужно покупать в терминале или различных киосках, которые можно найти практически в любой точке города.

На входе в каждый вагон расположен специальный компостер, который автоматически проставляет дату и время компостирования.

Почти половину трамвайного парка Праги составляют несколько устаревшие вагоны Татра-Т3, а четверть – сверхсовременные Škoda 15T. Независимо от года выпуска, техническое состояние составов обычно очень хорошее.

Карта трамваев Праги, совмещенная со схемой метро:

Расписание движения по каждому маршруту доступно на сайте .

Кроме обычных, в Праге есть два трамвайных маршрута, предназначенных исключительно для туристов. На первом из них – № 23 – используются характерные для второй половины XX века трамвайные вагоны Tatra T3SU, а следует он от остановки Královka до остановки Zvonařka.

Второй маршрут был ранее известен под № 91, а сейчас это туристический маршрут № 41. По нему курсирует исторический трамвай, построенный еще в 1920 году.

Следует он от депо Vozovna Střešovice, в котором находится музей пражского трамвая. По ходу трамвая расположено множество достопримечательностей, включая Пражский Град, Королевский сад и Площадь Республики. А конечной его остановкой является Výstaviště Holešovice.

Еще один интересный трамвайный маршрут – № 22 – пролегает мимо множества знаменитых пражских пивных ресторанов, благодаря чему его называют “пивной маршрут”. Кстати, насладиться пенным напитком можно и в бывшем трамвайном депо, переоборудованном под пивную, которое теперь носит название První Pivní Tramwa. Добраться туда можно трамваями № 11 и 14, выйдя на остановке Spořilov.

Наслаждаясь неспешным и комфортным путешествием по столице Чехии, не стоит забывать о приобретении и компостировании билетов – их наличие проверяют контролеры, которые обычно ходят по вагонам в сопровождении сотрудников полиции.

Штраф за безбилетный проезд составляет 800 крон (32 €), что в 33 раза превышает стоимость получасовой поездки.

Полтора часа путешествия на пражском трамвая обойдутся в 32 кроны (1,33 €), а за 160 крон (6,67 €) можно кататься целые сутки.

Как работает канатная дорога в столице Чехии

В Праге расположена единственная во всей Чехии канатная дорога, соединяющая Петршин холм и центральную часть города. Маршрут ее движения – от трамвайной остановки Újezd через парк Nebozizek на вершину Петршина холма. Работает она в течение всей недели.

В период с ноября по март время ее работы с 09.00 до 23.20, в высокий сезон дорога работает на 10 минут дольше – с 09.00 до 23.30.

Протяженность маршрута – чуть больше 500 метров.

На фуникулере действуют единые пражские проездные билеты.

Как и где можно купить билеты на проезд в общественном транспорте

Купить билеты на все виды транспорта в Праге можно в автоматах, киосках или кассах под вывеской “Prazska integrovana doprava”. Найти такие кассы можно на больших трамвайных и автобусных остановках или на станциях метро.

Билеты на проезд бывают следующих категорий:

  • короткий –на 30 минут проезда в любом виде транспорта, включая пересадки. Стоит 24 кроны (1 €);
  • стандартный – на 90 минут проезда за 32 кроны (1,33 €);
  • на 24 часа – 110 крон (4,58 €);
  • на 72 часа – 310 крон (12,92 €).

Кроме того, доступны следующие виды проездных:

  • на 30 дней – 670 крон (27,92 €);
  • на 90 дней – 1880 крон (78,33 €);
  • на 1 год – 6100 крон (254,16 €).

В отличие от обычных билетов, проездные доступны для покупки только в специальных кассах, расположенных на станциях метро и в аэропорту.

Основные категории билетов можно также купить с помощью SMS на номер 90206. Со счета спишется сумма, равная стоимости выбранного билета + тариф за сообщение.

С 2021 года обычные проездные вытесняются пластиковой картой, которая называется “литачка”. Приобрести ее можно в тех же кассах, что и проездные, при этом стоит она дешевле – карта на месяц обойдется в 550 крон (22,91 €).

Как работает чешское такси

Как и во всех цивилизованных странах, служба такси в Чехии развита достаточно хорошо. Ночью, когда интервал движения автобусов увеличивается, а метро закрывается, такси становится основным средством передвижения по Праге.

Иногда туристическая привлекательность Праги и природная предприимчивость чехов приводит к тому, что некоторые водители пытаются обсчитать своих пассажиров-иностранцев. Поэтому при посадке в такси нужно убедиться в том, что водитель включил счетчик.

Тарифы у разных служб отличаются, но в среднем поездка обходится в 25 крон (1 €) за километр пути плюс 35 крон (1,40 €) за посадку.

Транспортные приложения и сайты

Не запутаться в разветвленной сети чешского общественного транспорта поможет планировщик маршрутов. Такие сайты и программы обычно позволяют задать начальную и конечную точку путешествия, а затем выбрать предпочитаемые виды транспорта. Многие из них позволяют исключить пересадки.

Одним из самых полезных ресурсов подобной направленности, позволяющим спланировать поездки как на каком-то определенном виде транспорта, так и с использованием разных его видов практически по всей территории Чехии, является сайт idos.cz, доступный на чешском, английском и немецком языках.

Составлять маршруты “на лету” с помощью мобильного телефона и планшета могут помочь специальные программы. Самая удобная из них – DPP INFO, доступная для скачивания на сайте . Разработанное транспортной компанией приложение позволяет проложить маршрут по Праге на любом виде общественного транспорта.

В заключение

Для знакомства с Прагой вполне достаточно приобрести единый проездной, с которым можно ездить и на трамвае, и в метро, и на автобусе, и даже по канатной дороге. При более длительном пребывании в стране выгоднее всего будет купить «литачку» на месяц.

Перемещаться между городами Чехии удобнее поездом, поскольку всегда можно выйти на промежуточной станции и немного прогуляться, не опасаясь того, что состав отправится без вас: продолжить путешествие можно другим поездом, следующим в оплаченном вами направлении.

Сайты транспортных компаний и специальные приложения могут значительно облегчить составление маршрута и покупку билетов. К сожалению, на русском языке они недоступны.

ТРАНСПОРТ В ПРАГЕ | КАК НЕ ТРАТИТЬ ЛИШНЕЕ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ: Видео

Кто в 1945 году освободил Прагу?

Автор фото, RIA Novosti

Советские войска на улицах Праги

Вторая мировая война в Европе завершилась не в Берлине, а в Праге, ставшей последней столицей на континенте, освобожденной от нацистской оккупации.

Финальная точка была поставлена уже после подписания Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

В военные операции вмешалась большая политика. До сих пор продолжаются споры, кто, собственно, освободил Прагу, и следует ли вообще в данном случае говорить об освобождении.

Три соперничавших силы стремились к одному – зазвать в Прагу американцев. Те не приняли подарка, платя Сталину за участие в войне с Японией.

Глубокий тыл

Большую часть Словакии Советская армия заняла в январе 1945 года. От Чехии ее отделял труднопроходимый для танков горный массив Низкие Татры.

Главной целью дальнейшего наступления являлся, естественно, Берлин. В силу объективных политических и географических причин основные события весной 1945 года развернулись севернее, а на территории Чехословакии фронт стабилизировался.

К началу мая в Чехии находились 900 тысяч военнослужащих вермахта, 1900 танков, около тысячи самолетов и 9700 орудий под командой 52-летнего фельдмаршала Фердинанда Шёрнера – единственного высшего военачальника Третьего рейха, который не закончил военного училища, а начал службу во время Первой мировой войны рядовым солдатом.

Наряду с Роммелем, Моделем и Йодлем он пользовался особым расположением Гитлера как “молодой генерал нацистской формации” и прославился тем, что, вешая дезертиров, приказывал крепить им на грудь таблички с текстами собственного сочинения, вроде: “Я не хотел защищать женщин и детей” или: “Герой рискует, трус погибает наверняка”. Впоследствии суд ФРГ приговорил его за эти “художества” к 4,5 годам лишения свободы.

Движение Сопротивления в Чехии было слабее, чем во многих странах оккупированной Европы. Господствовала точка зрения, что освобождение, рано или поздно, придет извне, а маленькому чешскому народу не следует проливать кровь в неравной борьбе и рисковать уничтожением Златой Праги.

Восстание

Тем не менее, 5 мая в Праге началось антигерманское восстание – по мнению большинства историков, стихийное.

Автор фото, Getty Images

Жители Праги празднуют освобождение города от фашистов

Косвенным подтверждением данной версии может служить то, что выступление не было согласовано ни с советским и союзным командованиями, ни с чехословацким правительством Эдуарда Бенеша, 3 апреля переехавшим из Лондона в освобожденный Советской армией Кошице, а затем в Братиславу.

Подпольный Чешский национальный совет, парализованный спорами между коммунистами и представителями других партий, не имел определенного плана действий.

“Ситуация дерьмовая. С военной точки зрения не сделано почти ничего. Политики ругаются между собой и делят кресла. Оружия не хватает”, – характеризовал обстановку в пражском подполье будущий военный руководитель восстания Яромир Неханский.

Началось с разрешения немецких властей, впервые за годы оккупации, вывесить в городе чехословацкие флаги. Чехи стали заодно уничтожать флаги рейха и надписи на немецком языке. Начались стычки с германскими солдатами.

К утру 6 мая в центре Праги были возведены около 1600 баррикад. Число восставших, оснащенных стрелковым оружием, отнятым у немцев или сброшенным ранее с британских самолетов, достигло 30 тысяч. В их руки перешли здание Чешского радио, десять из двенадцати мостов через Влтаву, вокзалы, телефонная станция.

ЧНС пришлось возглавить события. По радио было передано воззвание: “Под ударами героических союзных армий и сил сопротивления чешского народа прекратил существование так называемый протекторат Богемия и Моравия, навязанный нам немцами. Чешский национальный совет с этого дня принимает на себя властные полномочия на территории Богемии, Моравии и Силезии”. Одновременно транслировались призывы о помощи к союзным державам на русском и английском языках.

Действия Шёрнера

Силы для подавления восстания у немцев были. Возникал вопрос, что делать дальше.

Сказанные в конце апреля слова Шёрнера о намерении “превратить Прагу во второй Берлин” выглядели как пропагандистская риторика, а в свете падения Берлина вообще звучали двусмысленно.

По мнению историков, в сложившейся обстановке даже убежденный нацист Шёрнер думал об одном: как избежать советских лагерей и сдаться со своими войсками американцам. Желательно вместе с Прагой, но, если не получится, просто отступить на запад.

“Война против американцев и англичан потеряла смысл, – заявил он имперскому наместнику Богемии и Моравии Гансу Франку. – Если американская армия захочет продвинуться, она не встретит сопротивления”.

Проблема заключалась в том, что Прага лежала на пути отступления немецких войск, дислоцировавшихся, в основном, восточнее.

Германский командующий предложил ЧНС пропустить его армию на запад без боя, но чехи отказались от переговоров, дабы впоследствии не оказаться обвиненными в сговоре с гитлеровцами.

Шёрнер отдал приказ: “Восстание в Праге должно быть подавлено всеми средствами. Прага должна, безусловно, опять перейти в немецкие руки”, и начал подтягивать эсэсовские части, чтобы прорываться с боем. В городе начались перестрелки между немцами и восставшими.

Читайте также:  Новый год в Праге 2019, новогодние туры в Чехию цены, раннее бронирование, отзывы

На Устобской улице в районе Панкрац (ныне улица Жертв 6 мая) нацисты в поисках повстанцев убили 53 безоружных жителя, в том числе женщин и подростков.

Вакуум силы

30 апреля Сталин позвонил в Берлин командующему 1-м Украинским фронтом маршалу Ивану Коневу и спросил: “Как вы думаете, кто будет брать Прагу?”. На риторический вопрос последовал ожидаемый ответ.

Автор фото, Getty Images

Жители Праги приветствуют советских солдат 9 мая 1945 года

1 мая Конев получил из Москвы указание подготовить удар в направлении Праги силами 3-й и 4-й танковых армий генералов Павла Рыбалко и Дмитрия Лелюшенко, участвовавших в штурме Берлина, но те после боев нуждались в отдыхе и пополнении.

Согласно директиве Ставки от 2 мая, к операции привлекались свыше двух миллионов человек, 1800 танков, 2942 самолета, более 27 тысяч орудий из состава 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов. Освобождение Праги планировалось на 12-14 мая.

Восстание изменило ситуацию. Историки, в зависимости от политических симпатий, объясняют поспешность советского командования либо желанием спасти Прагу, либо опасением, что ее займут американцы.

6 мая Конев приказал, “не считаясь с усталостью личного состава, развивать наступление быстрым темпом – 30-40 км, а танки – 50 км в сутки”.

Однако войска пришли в движение лишь вечером того же дня. От Праги их отделяли расстояние в 350 километров и труднопроходимые Рудные горы.

Позиция США

3-я американская армия Джорджа Паттона 18 апреля пересекла довоенную границу Чехословакии и заняла города Аш, Хеб и Карловы Вары, но получила приказ Эйзенхауэра остановиться, поскольку Чехословакия по Ялтинским соглашениям отходила в зону влияния Советского Союза.

Бывший сенатор от Миссури Гарри Трумэн перед выборами 1944 года был приглашен Рузвельтом в вице-президенты, чтобы заручиться поддержкой избирателей-южан. В ближний круг Рузвельта он не входил, международной политикой и военной стратегией не занимался, в частности, лишь став президентом, узнал о проводившихся с 1942 года работах по созданию атомной бомбы.

Заняв высший пост после скоропостижной кончины Рузвельта 12 апреля неожиданно для себя самого, Трумэн не успел разобраться в обстановке и сформировать собственную позицию, всецело полагаясь в европейских делах на Эйзенхауэра.

Тот был не политик, а военный, придавал первостепенное значение будущему участию СССР в сражениях на Тихом океане и находил установление советского контроля над Восточной Европой справедливым.

24 апреля он получил от начальника советского Генштаба Алексея Антонова телеграмму о намерении занять Прагу и сообщил начальнику штаба американской армии Джорджу Маршаллу, что принял ее к сведению.

Автор фото, Getty Images

Советские солдаты в Праге. Май 1945

Маршалл согласился с Эйзенхауэром, написав ему 28 апреля: “Я не хотел бы рисковать американскими жизнями во имя чисто политических целей. Чехословакия должна быть очищена от немецких частей, и при этом мы должны сотрудничать с русскими”.

“Я не попытаюсь предпринять ни одного шага, который посчитаю неразумным с военной точки зрения, лишь для достижения неких политических выгод, разве что получил бы в этом смысле конкретный приказ”, – ответил Эйзенхауэр на следующий день.

25 апреля Черчилль информировал британский комитет начальников штабов о том, что Эйзенхауэр “никогда не планировал идти в Чехословакию” и “никогда не рассматривал Прагу как военную, а тем более политическую цель”.

Продвинуться на восток так далеко, насколько удастся, требовали два человека: Черчилль, которого послевоенное будущее Европы волновало намного больше, чем война с Японией, и неудержимый лихой вояка Джордж Паттон.

Черчилль, ранее предлагавший Рузвельту занять Берлин, 30 апреля высказался и по поводу Праги.

“Несомненно, что освобождение Праги и большей части западной Чехословакии вашими силами могло бы изменить послевоенную ситуацию в этой стране и оказать влияние на другие страны. Напротив, если западные союзники не сыграют заметной роли в освобождении Чехословакии, эта страна может пойти тем же путем, что и Югославия”, – написал он Трумэну.

Паттон первым среди американских политиков и высокопоставленных военных публично заговорил о советской угрозе и прославился сказанными вскоре после капитуляции Германии словами, что, мол, раз уж мы сорвали наших парней с места и отправили сражаться за океан, надо было заодно и Москву взять.

Однако к Черчиллю в Вашингтоне мало прислушивались, а над Паттоном имелось начальство повыше.

5 мая он выдвинулся в направлении Праги, заняв Пльзень, но Эйзенхауэр, получив телеграмму от Антонова, вновь приказал подчиненному остановиться. От чешской столицы войска Паттона в тот момент отделяли 70 километров.

Неожиданная помощь

Таким образом, восставшая Прага оказалась без поддержки и под угрозой расправы. Группировка Шёрнера в любом случае доживала последние дни, но решали часы.

В этих условиях заявила о себе еще одна сила: 1-я дивизия Русской освободительной армии генерала Сергея Буняченко, находившаяся в районе селения Рокицаны к юго-западу от Праги.

Гитлер, с его патологическим отвращением к славянам, санкционировал создание РОА лишь 23 ноября 1944 года. К моменту окончания войны она насчитывала около 45 тысяч личного состава и состояла из трех дивизий, но 3-я существовала лишь на бумаге, а 2-я находилась в стадии формирования.

Автор фото, Getty Images

7 марта 1939 года. Адольф Гитлер встречается с одним из лидеров немецких студентов после оккупации Праги немецкими войсками

По имеющимся данным, власовцев пригласил в Прагу для борьбы с немцами член ЧНС, руководитель организации бывших чехословацких военнослужащих “Бартош” генерал Кутлвашр, который до захвата Чехословакии нацистами командовал дивизией, а затем служил гражданским чиновником в пражском магистрате. Посланец Кутлвашра капитан Рендл встретился с Буняченко 3 мая.

Андрей Власов в спасение уже не верил и находился в тяжелой депрессии, но Буняченко загорелся идеей.

“Генерал Буняченко хотел оказать союзникам услугу, которая могла бы потом увеличить шансы власовцев остаться на Западе”, – писал в книге “Прага в мае 45-го” чешский историк Станислав Кокошка.

“Буняченко руководствовался стремлением спасти жизни своих подчиненных. Союз с чешскими повстанцами-антифашистами, совместное с ними изгнание немцев из Праги могли открыть выход из трагического и смертельно опасного тупика”, – отмечает российский исследователь Кирилл Александров.

В 05:30 6 мая Чешское радио передало открытым текстом: “Офицеры и солдаты армии Власова! Мы верим, что вы на последнем этапе борьбы против немецких захватчиков, как русские люди и советские граждане, поддержите восставшую Прагу”.

Дивизия Буняченко числом около 16 тысяч человек вошла в город тремя колоннами и атаковала немецкие батареи, готовившиеся обстреливать центр Праги.

В течение дня власовцы выбили немцев из большинства кварталов и заняли аэродром Рузине, куда, по их мнению, должны были приземлиться самолеты с американским десантом. Около пятисот немцев сдались им в плен в районе Лобровицовской площади.

По требованию Буняченко Чешское радио передало сообщение, что “героическая армия Власова” освобождает город от немцев. На танках и грузовиках РОА красовались надписи: “Смерть Гитлеру! Смерть Сталину!”.

По требованию коммунистов ЧНС выступил с новым обращением: “Солдаты так называемой армии Власова! Вас организовали для борьбы против своей Советской власти. Вы решились вовремя повернуть оружие против нацистов, против врагов своей родины. Мы приветствуем это ваше решение. Бейте нацистов так, как пражане, как их била славная Красная Армия!”.

Жители приветствовали “русских освободителей” цветами и овациями: как писали впоследствии в СССР и ЧССР, не поняли, что происходит.

На самом деле, все всё отлично понимали. “И немцам, и власовцам, и чехам – всем хотелось, чтобы Прагу заняли американцы”, – пишет российский историк Владимир Бешанов.

Отступление

Однако утром 8 мая в штаб Шёрнера прибыли американские парламентеры и заявили, что их армия освобождать Прагу не будет. Встретились они и с власовскими представителями, которым передали то же самое.

Буняченко приказал своим людям срочно выдвигаться на запад. Туда же побежали и немцы, еще несколько часов назад с ними сражавшиеся.

Шёрнер предъявил ЧНС ультиматум: выпустить его войска из города без боя. Требование было принято. Соответствующее соглашение Кутлварш и германский комендант Праги генерал Тоуссен подписали в 16:00 8 мая.

“Это непохожее на безусловную капитуляцию соглашение прежде оценивалось как “военная и политическая ошибка”. Но надо иметь в виду, что пражане почти не имели оружия, а немцы были отлично вооружены и готовы драться до последнего. Повстанцы также не имели точных данных о передвижении частей Советской армии. Поэтому с точки зрения здравого смысла желание избежать напрасного кровопролития и разрушения Праги является вполне понятным”, – пишет российский историк Валентина Марьина.

В 1949 году коммунистические власти ЧССР объявили руководителей Национального совета изменниками. “Командир восстания” Яромир Неханский был расстрелян, заместитель председателя совета видный коммунист Йозеф Смрковский и генерал Кутлварш получили длительные тюремные сроки, и вышли на свободу только в 1960 году.

Некоторое время Кутлварш содержался в одном лагере с генералом Тоуссеном, впоследствии дожил век, работая сторожем на пивном заводе. В новой Чехии ему посмертно присвоили звание генерала армии.

Смрковского восстановили в партии, и он стал видным деятелем “пражской весны” 1968 года.

Председателя совета 69-летнего профессора Альберта Пражака не тронули, но лишили возможности заниматься наукой и общественной деятельностью.

Финал

К утру 9 мая танки Рыбалко и Лелюшенко подошли к Праге с северо-запада, втрое превысив темп движения, заданный в приказе Конева. Пражская операция считается в военной истории классическим примером удачного использования крупных механизированных соединений. Следом с юга и востока подоспели части 2-го и 4-го Украинских фронтов, в том числе 1-я отдельная чехословацкая танковая бригада.

Первым в город вошел головной дозор 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады 1-го Украинского фронта из трех танков под командованием младшего лейтенанта Леонида Буракова.

Маршал Конев стал почетным гражданином Праги. Именем командира танка лейтенанта Ивана Гончаренко, погибшего от взрыва фаустпатрона в районе Манесова моста, была названа улица.

Общие потери Советской армии в ходе Пражской операции составили 11997 убитых и 40501 раненого, а также 373 танка, 1006 орудий и 80 самолетов.

Непосредственно в городе пали около 500 солдат и офицеров, похороненных на Ольшанском кладбище.

За время Пражского восстания 5-8 мая погибли более 1500 чехов, примерно тысяча немцев и около 300 власовцев.

С утра 9 мая немецкое отступление превратилось в беспорядочное бегство. Около 860 тысяч солдат и офицеров группировки Шёрнера попали в советский плен, поскольку американцы закрыли перед ними фронт.

Шёрнер 9 мая бросил армию, сел в самолет и приземлился на территории, контролируемой американцами, но после допроса был выдан СССР. Особое совещание при МГБ приговорило его к 25 годам лагерей. В январе 1955 года Шёрнер был отпущен в ФРГ, где отбыл срок за жестокости в отношении немецких солдат, и умер в 1973 году последним из гитлеровских фельдмаршалов.

Вечером 9 мая остатки элитных дивизий СС “Райх” и “Валленштайн” под командой обергруппенфюрера Фридриха фон Пюклер-Бургхауса подошли к разделительной линии между советскими и американскими войсками в районе деревни Сливице.

После того, как американцы отказались принять их капитуляцию, эсэсовцы окопались.

12 мая там состоялся последний бой Второй мировой войны в Европе, в котором атакующие советские части поддерживала американская артиллерия. Около тысячи эсэсовцев были убиты, свыше шести тысяч сдались в плен, Пюклер-Бургхаус застрелился.

187 раненых власовцев, оставленных в пражских госпиталях, были немедленно убиты. Всего, по данным немецкого историка Йозефа Хофманна, победители в течение нескольких дней расстреляли в Праге и ее окрестностях без суда и следствия около 600 военнослужащих РОА.

Власов был арестован органами “СМЕРШ” 12 мая, начальник его штаба генерал Трухин 15 мая.

Генералы Жиленков, Малышкин, Буняченко и Мальцев добрались до американцев, но были переданы СССР и 1 августа 1946 года повешены во дворе Бутырской тюрьмы вместе с Власовым и Трухиным.

Сначала планировалось провести над ними публичный процесс в Доме Союзов. Но 26 апреля 1946 года министр госбезопасности Виктор Абакумов и председатель Военной коллегии Верховного суда Василий Ульрих обратились к Сталину с просьбой “дело предателей заслушать в закрытом судебном заседании в связи с возможностью изложения подсудимыми на открытом процессе антисоветских взглядов, которые объективно могут совпадать с настроениями определенной части населения”.

Отступление вермахта сопровождалось стихийными расправами чехов над безоружными судетскими немцами. Около 200 тысяч гражданского населения бежали в Германию и Австрию, остальные вскоре были организованно выселены в американскую и британскую оккупационные зоны по указанию президента Бенеша.

Классическая версия событий, принятая в СССР и ЧССР, гласит, что Советская армия, осуществив блестящую операцию, спасла Прагу от уничтожения войсками Шёрнера. Многие современные чешские историки утверждают, что к моменту ее появления немцы и так покидали город, так что спасать и освобождать было некого.

Дважды предатели и “два” освобождения Праги

Протекторат Богемии и Моравии, находившийся под управлением СС, был арсеналом и кузницей рейха. Вдохновители этой авантюры, похожей на те, что произошли в 1944 году в Париже и Варшаве, сидели в Лондоне. Никакой необходимости “восставать” у пражан не было. Немецкие власти прекрасно понимали, что война проиграна, находились в контакте с местным подпольем и были заинтересованы в Праге только как в транспортном узле для отхода на запад своих войск, чтобы не сдаваться русским. Чехам было разрешено даже вывешивать национальные флаги.

Но их предводителям хотелось большего: немного пострелять, прослыв “героями” за минуту до окончания страшной войны, в ходе которой чехи – в отличие от большинства других народов Европы – не понесли практически никаких потерь. Мало того, эффективно вкалывали на военную машину нацистской Германии.

Как всё началось

Однако, как всегда бывает в таких случаях, чехам-горожанам захотелось отомстить проигравшим войну немцам за былые унижения, поэтому они начали разбивать немецкие вывески, уничтожать указатели на немецком языке, нападать на дома, где жили немецкие гражданские лица, грабить их и издеваться над ними. Подготовившие “восстание” Чешский национальный совет (ЧНС) и подпольная комендатура Праги “Бартош” дали указание 5 мая пражскому радио передавать ранее запрещённые музыку и программы. В этот день был также объявлен сбор чешской полиции, жандармерии и военных, которые должны были “немедленно явиться к Чешскому радио!” Однако туда же явились не желавшие терпеть подобные безобразия войска вермахта и ваффен-СС. Началась стрельба.

В тот момент на территории Чехии всё ещё находилась упорно оборонявшаяся немецкая группа армий “Центр” численностью около 900 000 человек (1900 танков, около 1000 самолётов и 9700 орудий) под командованием Фердинанда Шёрнера, сделавшего карьеру от рядового до генерал-фельдмаршала. Его не смутили сообщения о том, что Берлин 2 мая капитулировал, а Гитлер ещё раньше покончил с собой. Шёрнер начал снимать с фронта на востоке войска и отправлять их на помощь гарнизону Праги. Чешское радио заголосило в ответ истерическими призывами:

“Пражане, мы зовём вас в бой за Прагу, за честь и свободу народа! Стройте баррикады! Будем сражаться! Союзные армии приближаются! Надо выдержать, остаются всего лишь часы. Выстоим! Вперед, в бой!”

Читайте также:  Освобождение Праги от фашистов 1945 википедия, битва за Прагу, когда была освобождена Прага

Воевать чехам было особенно нечем. В течение 5 и 6 мая в чешской столице были возведены сотни баррикад и заграждений, мешавших продвижению немецкой техники. Немцам противостояли около 30 тысяч человек, в основном штатских, вооружённых лёгким стрелковым оружием, пулемётами, небольшим количеством захваченных на немецких складах фаустпатронов. Долго продержаться они не могли.

Дважды предатели

Однако у организаторов восстания имелся козырь в рукаве – переставшая подчиняться немцам 1-я пехотная дивизия РОА под командованием власовского генерал-майора, бывшего советского полковника-коллаборациониста Сергея Буняченко, который по глупости рассчитывал, что ему и его людям за помощь “повстанцам” будет предоставлено в Чехословакии после войны политическое убежище. Начальник Буняченко генерал Власов открестился от авантюры “помочь братьям-чехам” в совместной борьбе “против фашизма и большевизма”, осознав, что из этого ничего не выйдет.

Чтобы лучше понять цинизм руководства “восставших”, проявившийся в выборе таких помощников в борьбе за свободу, следует сказать пару слов об этой носившей немецкую военную форму и присягавшей Гитлеру дивизии с шевроном с Андреевским флагом на рукавах её личного состава. Основу случайно оказавшейся в первых числах мая 1945 года в районе Праги 1-й дивизии РОА (она же 29-я дивизия СС) численностью в 18 тысяч человек составляла распущенная немцами после подавления Варшавского восстания 1944 года за патологическую жестокость бригада Каминского. Это был любимчик Генриха Гиммлера – бригаденфюрер СС польско-немецкого происхождения, советский гражданин, бывший в прошлом агентом НКВД по кличке Ультрамарин, ликвидированный самими нацистами. Собственно, это была единственная боеспособная дивизия всей т. н. власовской армии, которая имела больше пропагандистский характер.

А вот как описывает самого Буняченко близко наблюдавший его в дивизии офицер из числа т. н. “своих” немцев:

“Грубый, бесцеремонный, целеустремлённый, упорный и настойчивый в достижении целей. Внешняя неуклюжесть и грубость скрывают природную хитрость. Он, насколько я смог узнать, был мало открыт даже для своих товарищей. Развязен в отношениях с женщинами, но также беспощаден и к самому себе. Скрывает сильную нервозность при помощи самообладания. Среднего роста, коренастый, полный, слегка неуклюж, татарский разрез глаз, обритая голова, низкий, хриплый голос. По немецким понятиям выглядит, скорее, как мясник, чем как офицер. “.

Чешское радио, между тем, совсем впало в истерику: оно звало освобождать Прагу всех: американцев, Красную армию, власовцев. К последним оно обращалось так: “Офицеры и солдаты армии Власова! Мы верим, что вы на последнем этапе борьбы против немецких захватчиков, как русские люди и советские граждане, поддержите восставшую Прагу”. Так с выданными им чехами, чтобы отличать власовцев от немцев, бело-сине-красными повязками на рукавах солдаты Буняченко вошли вечером 5 мая в пригороды Праги и завязали утром 6 мая бои с уничтожавшими повстанцев гитлеровцами. Их выбили из значительной части города. Было занято несколько мостов через Влтаву. Блокирован аэродром, с которого немцы могли бомбить Прагу. В боях с вермахтом и ваффен-СС власовцами использовались артиллерия и имевшиеся у них с десяток танков Т-34-76. В ходе боев иногда возникали ситуации, когда власовцы охраняли заброшенные в Прагу советские разведгруппы, докладывавшие обстановку устремившимся на помощь чехам с нескольких сторон советским армиям.

Однако когда 7 мая стало понятно, что руководство “восставших” не собирается выполнять свои обещания и предложило Буняченко и его людям сдаться Красной армии, тот в ночь на 8 мая увёл из Праги свою потрёпанную в городских боях дивизию, чтобы попытаться сдаться американцам, после чего город снова заняли немцы. Как вспоминал позднее один из власовских офицеров, “…со слезами страха и отчаяния люди провожали бойцов, обращаясь к ним с мольбой не уходить, а остаться защищать их… Чешские офицеры из штаба восстания несколько раз догоняли уходящую дивизию на автомобилях, умоляя вернуться в Прагу…”.

Настоящие освободители

В результате 8 мая в Праге уже хозяйничали немцы. Передовые танковые части 1-го Украинского фронта маршала Конева вошли в город только рано утром 9 мая, и им заново пришлось вести за него бои, особенно с эсэсовскими частями. Первый советский танк, ворвавшийся в Прагу, был подбит, в нём были убитые и раненые. Имелись у Красной Армии и другие потери, ибо город, повторим, пришлось освобождать практически с нуля. В боях в общей сложности погибла примерно тысяча советских солдат. Чешско-американский “историк” Игорь Лукеш утверждает, что не больше десяти человек, и это была, дескать, самая бескровная операция Красной армии. Конечно, ведь чехи и власовцы, которым недавно в Праге поставили безвкусный памятник вместо демонтированного монумента маршалу Коневу, всё уже сделали! На самом деле немецкую оборону сломил концентрированный удар трёх устремившихся к Праге советских фронтов, в составе одного из которых находился 1-й Чехословацкий армейский корпус под командованием соратника адмирала Колчака генерала Людвика Свободы.

Это и были настоящие освободители Праги, против которых немцы были не способны продержаться даже полдня. Кстати, солдаты и офицеры Свободы только и были, фактически, настоящими чешскими героями – они хорошо воевали, являлись лояльными и уважаемыми союзниками, в плен никогда не сдавались. Немцы их ненавидели, пожалуй, больше всех остальных и никогда не оставляли в живых, если те попадали в их руки.

На этом, собственно, “восстание” и завершилось, не достигнув ни одной из своих целей. Зато для советских участников Пражской наступательной операции война закончилась официально 11 мая, а неофициально в лесах и горах Западной Чехии она продолжалась ещё минимум неделю – против пробивавшихся с боями на запад для сдачи в плен союзникам немецких отрядов и частей. Сотни наших солдат и офицеров погибли уже и после войны за чужую свободу, чтобы неблагодарные потомки освобождённых ими чехов, поляков и прочих под воздействием гнусной западной пропаганды считали их сегодня грабителями, насильниками и убийцами.

Освобождение Праги в мае 1945-го: история без купюр

Кто не знает историю освобождения Праги? 5 мая 1945 года пражане подняли восстание, советские войска пришли на помощь восставшим, и 9 мая Прага была освобождена.

Но все было немножко не так, а если точнее, так совсем не так. В мае в Праге части немецкого гарнизона действительно вели кровопролитные бои. Только основными противниками их были не восставшие чехи, а бойцы 1-й дивизии РОА (власовцы).

Чехия – надежный промышленный тыл III рейха

Чехословакия как независимое государство исчезло с политической карты Европы еще до начала Второй мировой войны. Сперва в апреле 1938 года под давлением Великобритании, Франции и Италии Чехословакия отказалась от Судет в пользу Германии (т.н. Мюнхенский сговор).

Затем менее чем через год (14 марта 1939г.) Гитлер вызвал в Берлин президента Гаху и предложил подписать документ о добровольном принятии Чехословакией немецкого «покровительства». Гаха подписал. Страна не сопротивлялась ни дня.

Только в г. Мистек рота капитана Павлика встретила иностранных солдат ружейным огнем. Этот единственный бой продолжался 30 минут. Потеря независимости обошлась Чехословакии в 6 раненых бойцов. Чехия стала протекторатом, Словакия – независимым государством, верной союзницей Гитлера.

В течение 6 лет Чехия была надежным промышленным тылом нацистской Германии. Солдаты вермахта стреляли из карабинов, изготовленных на чешских заводах, чешские танки уродовали своими гусеницами поля Польши, Франции и Украины. Отдельные акции подпольщиков и партизан (вроде убийства Гейдриха) общей картины не меняли: ни сильного подполья как в Польше, ни широкого партизанского движения как в Югославии, в Чехии не существовало.

Май 1945 – самое время для начала сопротивления

В апреле 1945 года, когда исход войны уже ни у кого не вызывал сомнений, чешские политики задумались о будущем страны и своем собственном. Им вовсе не хотелось по окончанию Второй мировой числиться в немецких пособниках. Было принято решение начать борьбу.

В Праге существовало несколько центров сопротивления, действовавших абсолютно независимо. «Комендатура Бартош» ориентировалась на Британию и США, Чешский национальный совет – на СССР.

К концу апреля 1945 года обе группы решили, что время для сопротивления наконец-то пришло. И «Комендатура Бартош» и ЧНС планировали таким образом реабилитироваться в глазах (одни – Запада, другие – СССР) и окончить войну в рядах борцов с фашизмом. Была только одна заковырка: дислоцированный в Праге немецкий гарнизон.

Расклад сил перед восстанием

Гарнизон был не так уж велик. В распоряжении коменданта (генерала Рудольфа Туссена) было около 10 тыс. солдат дислоцированных непосредственно в городе и около 5 тыс. в окрестностях. Но это были воинские части, имевшие опыт боевых действий.

Чехи могли противопоставить им только гражданских повстанцев, вооруженных револьверами и охотничьими ружьями. При таком раскладе восстание было обречено на неудачу, если только никто не придет на помощь.

Но американцы (части генерала Паттона) находились в 80 км от Праги в районе Пльзеня, а ближайшие части русских (войска 1-го Украинского фронта) еще дальше – в 150 км, в районе Дрездена.

Помощь пришла оттуда, откуда ее никто не ждал. 29 апреля в 50 км северо-западнее Праги появилась 1-я пехотная дивизия РОА под командованием генерал-майора Буняченко (власовцы).

Дезертировавшая дивизия

Дивизия, сформированная в ноябре 1944 года, 15 апреля 1945г. самовольно снялась с фронта и пешим маршем двинулась на юго-запад, чтобы сдаться американцам. В дивизии насчитывалось около 18 тыс. бойцов, на вооружении власовцы кроме легкого стрелкового оружия имели пулеметы, легкую и тяжелую артиллерию, зенитные орудия, минометы, противотанковые орудия, зенитки, самоходные установки и даже 10 танков.

Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Шернер издал приказ остановить и вернуть дивизию на фронт (в крайнем случае – разоружить), но желающих останавливать и разоружать эту вооруженную до зубов орду русских почему-то не находилось.

30 апреля к Буняченко пришли представители «Комендатуры Бартош» и попросили поддержать вооруженное восстание в Праге. Начался торг, продолжавшийся до 4 мая. В обмен на поддержку будущие повстанцы пообещали власовцам после победы статус союзников и политическую защиту.

Прага в обмен на политическое убежище

Вечером 4 мая Буняченко вызвал к себе командиров полков и отдельных батальонов, чтобы обсудить поступившее предложение. Буняченко высказал идею не только вступить в союз с чехами, но и сыграть свою партию: захватить город, преподнести его американцам на тарелочке с голубой каемочкой и заодно сдаться в плен. Предполагалось, что американцы в благодарность предоставят всем сдавшимся политическое убежище. Только командир первого полка Архипов был против, все остальные были «за».

Утром 5 мая представители командования 1-й дивизии РОА и представители «Комендатуры Бартош» подписали документ «О совместной борьбе против фашизма и большевизма». Поставив одновременно и на чехов и на американцев, власовцы надеялись, что хоть одна ставка окажется выигрышной.

Начинаем восстание, русские нам помогут!

Получив гарантии поддержки, руководители «Комендатуры Бартош» 5 мая около 11 часов утра начали восстание. Прочим группам Сопротивления не оставалось ничего, кроме как присоединиться. К 14 часам в городе были построены около 1600 баррикад, в эфир полетели призывы о помощи.

Советское командование планировало освобождение Праги на 11 мая. Из-за восстания в планы срочно пришлось вносить коррективы. 6 мая войска 1-го Украинского фронта начали движение к Праге. Но до нее было почти 150 км, тем временем как дивизия Буняченко еще 4 мая вошла в с. Сухомасты, откуда до Праги оставалось менее 20 км.

Утром 6 мая передовые части дивизии Буняченко вошли в город. С приходом русской дивизии акции восставших резко пошли в гору. Если еще 5-го числа их положение расценивалось как катастрофическое, то в течение 6-7 мая власовцы заняли всю западную часть Праги и рассекли город на 2 части. Капитуляция немецкого гарнизона стала просто вопросом времени.

Все планы летят в тартарары

А в это время среди восставших произошли существенные изменения и ситуация для власовцев стала не просто плохой, а очень плохой. Во главе восстания стал Чешский национальный совет, ориентирующийся на СССР.

Руководители ЧНС не хотели «пачкать» себя сотрудничеством с власовцами и заявили, что договоренности, заключенные с «Комедатурой Бартош» они не признают, выполнять не собираются и посоветовали солдатам дивизии сдаваться Красной Армии.

Вслед за чехами «подложили свинью» и американцы. Вечером 7 мая в город прибыла разведка 16-й американской бронетанковой дивизии. На предложение взять уже почти освобожденную Прагу американский офицер ответил: «No!»

К маю 1945 года страны-победительницы уже поделили Европу на зоны «ответственности». Прага должна была стать советской. Генерал Паттон может быть был бы и не против остаться в истории как освободитель Праги, но главнокомандующий объединенных англо-американских вооруженных сил в Европе Эйзенхауэр уже мыслил не только как военный, но и как политик. Он категорически запретил двигаться восточнее линии Карловы Вары – Пльзень – Ческе Будейовице. Паттон мог только наблюдать со стороны за течением событий.

Для власовцев это был удар. Участие в восстании потеряло для них всякий смысл. Вечером 7 мая Буняченко отдал приказ прекратить боевые действия и покинуть Прагу. Утром следующего дня 1-я дивизия РОА ушла из города.

Маятник качнулся в обратную сторону. Гитлеровцы перешли в наступление, территория, контролируемая повстанцами начала стремительно съеживаться, и об условиях капитуляции впору было думать уже не немцам, а чехам.

Так называемая «капитуляция»

Комендант Праги генерал Туссен не был ни фанатиком, ни дураком. Германия разгромлена, Берлин пал. Американцы или русские (а скорее всего именно русские) все равно возьмут город. В этой ситуации генерал решил не заморачиваться уже бессмысленной обороной, а спасти жизни последних оставшихся под его началом солдат.

На контролируемый повстанцами островок был послан парламентер, и руководители ЧНС с удивлением узнали, что они победили и немцы готовы сдать им Прагу. 8 мая в 16:00 генерал Туссен подписал акт о капитуляции. Капитуляция более напоминала мировое соглашение: оставляя в городе тяжелое вооружение, немецкие войска уходили на запад сдаваться американцам, чехи обязались им не препятствовать.

Рано утром 9 мая в оставленную немцами Прагу вошли войска 1-го Украинского фронта, потеряв в перестрелках с засевшими в городе фанатиками из СС убитыми и ранеными 30 бойцов.

Так кто же освободил Прагу?

На Ольшанском кладбище в Праге похоронены 437 советских солдат и офицеров. Даты смерти 9 мая, 10 мая, 12-е, вплоть до июля и августа. Это бойцы Красной Армии, умершие уже после Победы от ран в пражском военном госпитале. Они и есть истинные освободители Праги. Если бы не было Сталинграда и Курска, не устоял Ленинград и не пал Берлин, если бы в мае 1945 года победоносная Красная Армия не стояла в 150 км. от Праги, чехи и не подумали бы поднимать восстание, а немцы – перед ними «капитулировать». Разве не так?

Ссылка на основную публикацию