Главный ЖД вокзал Праги Praha Hl N схема, камеры хранения

Главный железнодорожный вокзал Праги

Hlavní Nádraží

Главный центральный железнодорожный вокзал Праги — Hlavní Nádraží — является крупным и важным железнодорожным узлом не только в Праге, но и всей Чехии. Даже если вы не приезжаете в Прагу на поезде, рекомендуем вам просто заехать на Hlavní Nádraží, чтобы увидеть своими глазами архитектурный шедевр!

Как добраться

  • Это самый простой и быстрый способ добраться до ж/д вокзала это метро, которое находится непосредственно под вокзалом. Станция Hlavní nádraží, красная ветка C.
  • Трамвайная остановка находится в 300 метрах от вокзала (сойдя с трамвая следуйте прямо по парку в направлении вокзала). На остановке Hlavní nádraží останавливаются:
    • дневные трамваи: 5, 9, 26.
    • ночные трамваи: 55, 58.
  • Городские автобусы также останавливаются на Hlavní nádraží: 505, 511.
  • С аэропорта идёт прямой аэроэкспресс (AE).
  • На автомобиле, возле вокзала имеется паркинг, куда без труда можно припарковать авто.
  • Вокзал находится в центре Праги, можно прогуляться пешком. От Вацлавской площади пешком 600 метров, от Площади Республики — 800 метров, от Площади мира — 1.3 км, от Карловой площади — 1.4 км.
  • На такси из отеля, обойдётся в 150-200 крон.

Покупка билетов

Кассы вокзала

Самый простой способ — это купить билет в кассах. Зайди в вокзал следуйте по указателям с надписью Jízdenky. Кассы находятся на первом этаже.

Кассы разделаются на два типа:

  • Vnitrostátní doprava — продаются билеты на внутренние рейсы (по Чехии). Особенность этих билетов в том, что на них не указанно время отправление, вы можете сами выбрать время поездки. Билет действителен 24 часа.
  • Mezinárodní doprava — продажа билетов на международные рейсы (за приделы Чехии). Дата и время фиксированы.

Автоматы по продажам билетов

Так же билеты можно приобрести в специальных автоматах, которые стоят на территории вокзала. Вы сами выбираете маршрут, время и производите оплату банковской картой или наличкой.

Online

Если у вас есть доступ в интернет, билеты можно купить на официальном сайте. Стоимость таких билетов как привило немного ниже. Билет вам будет выслан на электронную почту, вам остаётся его только распечатать, если вы покупаете билет международного образца. Для внтерних рейсов достаточно будет предъявить электронную версию, например на телефоне или сообщить его номер.

Так же вы можете купить проездной ж/д билет по всей Чехии от 3 до 8 дней.

У кондуктора

В Чехии много станций, где не продаются билеты в кассах и нет автоматов. В этом случае вы можете приобрести билет непосредственно у кондуктора без наценки. Если же вы сели на той станции где есть продажа билетов но по какой-либо причине не успели купить билет вам его тоже продаст кондуктор при том взяв дополнительно 40 крон.

Через телефон

Так же можно установить на телефон (сканировать qr код) официальное приложение и осуществить покупку через него.

Инфраструктура

Сегодня вокзал представляет собой очень большое помещение, в котором кипит жизнь. Помимо полных туристов залов, здесь можно найти массу магазинов, кафе, лавочек для отдыха, аптеку.

Удобные эскалаторы, траволаторы, лифты помогут вам спокойно перемещаться по вокзалу, а удобные табло подскажут в какое время и на какой перрон вам следует отправляться.

В информационных киосках работают высококвалифицированные специалисты, можете смело обращаться на русском языке, вас поймут и обязательно помогут.

Табло

Информационное табло на трёх языках (чешский, английский и немецкий), всё интуитивно понятно. Время, платформа отправления, нумерация вагонов.

Залы ожидания

Удобные залы ожидания расположены на каждом этаже (всё оборудовано для инвалидных колясок, есть комнаты для пассажиров с детьми и беременных). Спать не принято, могут попросить покинуть вокзал. Ещё одна особенность, залы доступны только для клиентов, то есть для тех, кто купил билет, не удивляйтесь если у вас его попросят предъявить. Тут же расположены кафе, где можно перекусить и даже пообедать.

Камеры хранения

На вокзале есть два вида камер хранения. До 24 часов и до 40 дней. Если из первой вещи не были разобраны через сутки, их перемещают в долгосрочную. Так же есть камера хранения для велосипедов.

  • Серые — 80 крон/сутки
  • Синие и красные (ski/golf) — 100 крон/сутки

Можно оплачивать только монетами по 10 и 20 крон, в зале стоит автомат по размену до 200 крон.
Камера хранения не работает с 0.30 до 3.30

Обменники и банкоматы

На вокзале расположено большое количество банкоматов, принимают все основные виды карт Viza, MasterCard, Debit. Так же работают обменники, курс конечно не самый лучший, но если есть острая необходимость, небольшую сумму можно обменять.

Основные направления

Вокзал обслуживает все основные направления по Чехии. Так же от сюда можно добраться практически в любую страну Евросоюза (Вена, Мюнхен, Дрезден, Берлин, Братислава, Будапешт, Москва, Цюрих, Белград, Минск).

В общем, грузить ненужной информацией не хочется, проще показать фотографии, где вы поймете, что главный железнодорожный вокзал в Праге очень большой и продуман до мелочей!


Исторические факты

Вокзал был открыт в 1871 году и был назван в честь императора Австрийской империи — Франца Иосифа I.

В период 1948-1953 годов железнодорожный вокзал был назван именем президента США — именем Вильсона. В те времена, когда еще существовала Чехословакия, в привокзальном парке была установлена статуя с изображением Вильсона, однако после начала войны, в 1941 году она была уничтожена фашистскими оккупантами.

Дополнительное здание вокзала в стиле модерн ( рядом с уже построенным зданием в стиле неоренессанс) было построено в период 1901-1909 годов по проекту архитектора Иосифа Фанты.

В 1971-1979 годы было достроено новое здания, где сегодня мы можем увидеть выход в метро. В процессе строительства, была застроена значительная часть территории, где располагался парк, так же после окончания строительства в поле зрения исчезло и историческое здание, которое закрыло со стороны проезжей части новое.

Главный железнодорожный вокзал Праги — место, где сходятся все пути

В этой статье я подробно расскажу про главный вокзал Праги, на который ежедневно приходят десятки поездов со всей Европы и даже из России. Ведь именно на центральный жд-вокзал чешской столицы прибывают составы, идущие в Прагу с Белорусского вокзала в Москве. В статье я постаралась собрать не только общую информацию, но и максимум нюансов: про камеры хранения, транспорт, отели рядом и многое другое.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Про Главный вокзал Праги (Hlavní Nádraží)

Центральный вокзал Праги скорее похож на аэропорт нежели на жд-станцию, настолько он большой и просторный.

Повсюду глаза упираются в часы и табло прибытия/отбытия, так что нет какого-то смятения, когда в незнакомой обстановке пытаешься найти нужную информацию — все предельно ясно. Также при необходимости всегда можно обратиться в информационные окошечки.

В основном все залы выглядят очень современно, здание относительно новое, но местами в декоре есть и элементы классики, которыми приятно полюбоваться.

На центральном железнодорожном вокзале Чехии хорошо продуманная навигация, удобное перемещение между этажами и частями вокзала, а также выход к платформам по тоннелю.

Как мы экономим на проживании в отпуске

При помощи сервиса РумГуру, который показывает спецпреложения со скидками на отели, а также помогает найти лучшую цену за ночь, сравнивая стоимость сразу во всех системах бронирования. Выгода порою достигает 2-3 тысячи рублей за сутки.

Из тоннеля на эскалатаре сразу к поезду — отлично ведь! Банальная вроде вещь, но как ни странно, не так часто встречающаяся на вокзалах.

Далее все уголки здания рассмотрим на схеме.

Схема вокзала Праги

У пражского вокзала несколько этажей. На первом и втором, т.е. на надземных этажах находятся залы ожидания, кассы, банкоматы, различные кафе и магазины, туалеты (платные — 20 крон/1€), информационные киоски, продажа проездных билетов на общественный транспорт.

Чтобы рассмотреть схему вокзала подробнее, нажмите на нее для увеличения.

С платформ производится спуск на -1 этаж, т.е. по сути к тоннелю, здесь по дороге встречаются всякие киоски с мелочами, фастфудом, обменники. Еще ниже есть -2 этаж, откуда идут выходы к подземной станции метро. Здесь же располагается камера хранения, о ней далее чуть подробнее.

Камера хранения на вокзале Праги

Благодаря тому, что на центральном пражском вокзале есть камера хранения, без проблем можно оставить в ней вещи и отправиться гулять по городу. Находится она, как я уже упомянула ранее, на самом нижнем этаже, по дороге к станции метро.

Стоимость хранения зависит от размера багажа. Необходимо проверить в ящик какого цвета входит ваша сумка, а затем оплатить по следующему тарифу: синий — 80 крон, серый — 100 крон и красный — 120 крон.

Оплата производится сразу за сутки, но багаж можно в принципе забрать и раньше. Если оставлять сумки более чем на 24 часа, то через сутки все равно необходимо прийти и «обнулить» время, заплатив снова.

Читайте также:  Столица Чехии, Чешская Республика или Чехия как правильно, площадь Чехии, с какими странами граничит, язык, чем славится
Расписание поездов

Расписание вещь не постоянная, так что на нужные даты однозначно лучше отслеживать отправление и прибытие поездов на официальном сайте чешских жд-дорог.

Там же прямо онлайн можно купить билеты. Ранее я уже выкладывала вот эту подробную инструкцию по приобретению жд-билетов на поезда Чехии.

Отели рядом с вокзалом Праги

Из отелей ближе всего к вокзалу расположен 987 Design Prague Hotel. Но в основном рядом сдаются апартаменты в аренду посуточно — вот хорошая подборка на Букинге. Как видно по ссылке, выбор их очень велик.

Также можно посмотреть отели рядом с Вацлавской площадью, которая находится в шаговой доступности. Район этот очень ценится за доступные цены на гостиницы, удобство расположения и прекрасно развитые транспорт и инфраструктуру — тут о районе подробнее.

Сами мы жили в такой вот квартире на Senovážné nám. И вокзал находился буквально за углом нашего дома.

Центральный вокзал в Праге на карте

Главный жд вокзал Праги я отметила на этой карте полезных мест темно-коричневой меткой со значком поезда. Его можно сразу приметить по обильному количеству железнодорожных путей.

Также на карте мною отмечен вокзал Масарика, до которого от Главного можно в принцпе дойти пешком, если багажа немного. Расстояние около 500 м, времени займет

10 минут. С вокзала имени Масарика в Праге отправляются пригородные поезда по направлениям не особо популярным у туристов.

Как доехать до вокзала Праги — все способы

До главного пражского вокзала ходит практически любой городской транспорт, так что вариантов добраться до него масса, рассмотрим все из них.

На главный вокзал Праги на метро

Станция Hlavní Nádraží находится на Красной ветке метро. Выход к вокзалу осуществляется прямо со станции, по указателям пассажиры попадают сразу в здание жд-вокзала.

До вокзала в Праге на трамвае

Трамваи — один из самых развитых видов общественного транспорта в Праге. Трамвайная сеть здесь очень обширна и хорошо продумана. До вокзала можно доехать практически из любого района города на трамваях №1, №2, №5, №7, №9, №15, №26, №91, №92, №95 и №98. Остановка также называется Hlavní Nádraží, что в переводе означает Главный вокзал.

На автобусе

До вокзала можно добраться и на автобусах, хотя это и менее популярный вариант. Здесь останавливаются маршруты №905, №907 и №911.

Если же ехать наоборот с вокзала в город, то купить проездные билеты на все виды городского транспорта можно на втором этаже здания.

Здесь стоят специальные желтые автоматы, а также информационный киоск. Автоматы принимают только наличку, причем монеты, так что лучше обращаться в киоск, как минимум чтобы разменять деньги на проезд.

Проездные в Праге бывают разных видов и стоимости, описание и сравнительную таблицу их всех я размещала в этой подробной статье.

На вокзал на такси

Цена проезда на машине зависит откуда до вокзала или куда с вокзала вы едете. Например, добраться от вокзала до противоположного берега (в район Мала страна) на Убере стоит от 120 крон. Минимальная стоимость проезда на такси в Праге составляет 55 крон.

Сама же стоянка таксистов находится со стороны улицы Вильсонова. Необходимые указатели в принципе в аэропорту есть, так что в этом плане здесь не запутаться. Но советую установиться приложение, чтобы не торговаться лишний раз, тратя время и энергию.

Экспрессы из аэропорта Праги до жд вокзала

Каждые 30 минут с вокзала до пражского аэропорта Вацлава Гавеля и обратно ходят автобусы, так называемые аэропортовые экспрессы (ищем указатели AE bus). Первый автобус с вокзала идет в 5:30, последний в 21:00, из аэропорта же первый экспресс отправляется в 6:30, а последний в 22:00.

Проезд можно оплатить у водителя, стоимость билеты 60 крон для взрослого и 30 крон для ребенка 6-14 лет. Детям младше 6-ти лет проезд бесплатный.

В аэропорту автобус останавливается и у Терминала 1 и у Терминала 2, на вокзале стоянка экспресса находится со стороны ул.Вильсонова, у здания Fanta, выход с верхнего уровня вокзала.

Главный вокзал Праги

Центральный вокзал в Праге — это главный и самый крупный железнодорожный центр Чехии. Он функционален, удобен, комфортабелен, красив и является исторической достопримечательностью.

  1. История вокзала
  2. Описание вокзала
  3. Залы ожидания вокзала
  4. Информационное табло
  5. Камеры хранения
  6. Другие полезные места и услуги
  7. Как добраться до вокзала
  8. На какие направления продаются билеты

История вокзала

Praha hlavní nádraží — такое название носит главный пражский железнодорожный вокзал. Он открылся впервые в 1871 году, 14 декабря. Здание менялось, достраивалось и успело сменить три названия. Изначально он назывался в честь Франца Иосифа I — австрийского императора. Тогда вокзал состоял из трех строений, созданных архитекторами В. Ульманом и А. Барвитиусом в стиле историзма XIX века неоренессанса. Современное здание было построено архитектором Иосифом Фантой в стиле модерн из бетона и стекла в 1901-1909 годах. В 1948-1953 годах вокзал носил имя американского президента Вудро Вильсона, сторонника независимости республики. И только в 1953 году вокзал получил свое современное название. В 1971-1979 годах было построено еще одно новое здание вместе со станцией метро с одноименным названием.

Историческое здание вокзала является одной из достопримечательностей Праги. Посмотреть его стоит обязательно.

Описание вокзала

Главный вокзал работает ежедневно с 3.35 утра до 00.35. Стоит заранее ознакомиться с тем, что и где расположено, как удобнее добраться, и изучить расписание поездов на официальном сайте ЖД вокзала Праги — www.cd.cz/default.htm. Находится здание в самом центре Праги, рядом с Вацлавской площадью. Если ехать на метро, то в здание есть возможность попасть сразу на лифте или по подземному переходу. Вокзальный комплекс состоит из двух частей — современной и старинной. Стоит начать ознакомление снаружи, с исторического корпуса. Его фасад украшен рельефами, изображающими женские лица. Сверху видны часовая башня с фигурой птицы и стеклянные купола. При входе в главный зал находятся часы, которые показывают одно и то же время — полдень. Купол внутри украшен скульптурами, лепниной и гербами чешский уездов. На платформе встречает скульптурная композиция «Отъезжающие». Она создана в память об англичанине Николасе Уинтоне. Британец спасал детей из оккупированной нацистами республики. Современный корпус очень функциональный и включает в себя всю современную инфраструктуру. По всей территории располагаются справочные службы, указатели, таблицы с ближайшими объектами и стрелки с направлениями. Линии на полу регулируют поток пассажиров. Множество часов по всей территории показывают точное время. На перрон есть возможность попасть на траволаторе, эскалаторе или подняться по лестнице. Лифты на нулевой этаж находятся в стеклянных куполах.

Залы ожидания вокзала

На вокзале расположены несколько залов ожидания:

  • для купивших билеты, по их предъявлению;
  • для тех, кто еще не решил, куда ехать, или просто пришел полюбоваться на вокзал;
  • для пассажиров с детьми и беременных.

Залы оборудованы для инвалидов и при движении в инвалидной коляске проблем не возникнет. Также в залах находятся удобные кресла для отдыха и кафе, где есть возможность вкусно перекусить. Спать в залах ожидания запрещено. Прямо из зала ожидания есть возможность попасть на платформу.

Информационное табло

На информационном табло размещается информация на трех языках: чешском, английском и немецком. Информация на табло показывает время приезда (Příjezd), отъезда (Odjezd), номер платформы и нумерацию вагонов (в каком месте поезда расположен вагон). Разобраться не сложно, все очень доступно и понятно. Информация на табло регулярно обновляется.

Если вы еще не нашли жилье в Праге, рекомендую воспользоваться скидкой в 27 евро — 1850 ₽ для квартир и отелей на Airbnb. Если вы уже нашли жилье и планируете посещать экскурсии, то при бронировании через airbnb будет скидка в 10 евро при бронировании по ссылке.

Камеры хранения

На центральном вокзале находятся много камер хранения для вещей, которые располагаются на самой территории и в переходах. Проблем с поиском свободного места обычно не возникает. Следует учитывать, что камеры хранения в Праге делятся на два типа:

  • автоматические со сроком хранение вещей на сутки. Стоимость зависит от размера багажа. Оставить пару чемоданов размером 70×90 см обойдется в 100 чешский крон (3,9 евро), а более крупный багаж — в 120 чешский крон (4,7 евро). Заплатить есть возможность только монетами по 10 или 20 крон, но разменный аппарат находится рядом с камерой, так что проблем не возникнет;
  • ручные, где багаж сдают на срок до 40 дней. Стоимость зависит от веса, размера и начинается от 60 чешских крон за один чемодан (2,4 евро). Есть возможность оставить даже велосипед или лыжи по цене от 80 крон в сутки (3,2 евро).
Читайте также:  Торт Прага рецепт классический в домашних условиях с фото пошагово, рецепт по госту советского времени

Если багаж не забрали вовремя, его переносят в другое место для хранения, которое является долгосрочным — до 40 дней ожидания. Перерыв в работе камер — с 0.30 до 3.30. В этот временной промежуток забрать вещи нельзя.

Другие полезные места и услуги

На территории находится много всего нужного и необходимого для пассажиров и туристов:

  • банкоматы, где принимаются различные виды банковских карт;
  • магазины и супермаркет Billa;
  • аптеки;
  • туалеты;
  • душ;
  • пункты обмена валюты;
  • справочные службы;
  • кафе и рестораны;
  • киоски с книгами, газетами и сувенирами;
  • салоны красоты;
  • пункты, где есть возможность взять в аренду велосипед или автомобиль;
  • такси;
  • автоматы для приобретения билетов на транспорт;
  • почта;
  • пункты курьерской доставки;
  • парковка.

Как добраться до вокзала

Вокзал располагается по адресу: Wilsonova 300/8, 120 00 Praha 2-Vinohrady. Посмотреть, где находится центральный вокзал Праги на карте:

Добраться есть возможность разными способами:

  • удобнее всего доехать на метро по красной ветке С до станции с аналогичным названием Hlavní nádraží. Станция находится прямо под зданием вокзала. По зеленой ветке А необходимо сделать пересадку на станции Meseum, а на желтой ветке В пересесть придется на станции Florenc;
  • доехать трамваями в дневное время с номерами 5, 9, 26, 55, 58 до остановки Hlavní nádraží, а ночью — с номерами 95 или 98;
  • автобусами с номерами H1, 905, 907, 908, 911. Остановка находится на противоположной стороне от входа на вокзал;
  • на автомобиле или такси до Вацлавской площади или до парковки, которая располагается прямо на вокзале;
  • от Вацлавской площади дойти пешком. Пройти придется всего около 500 метров;
  • от аэропорта каждые 30 минут ходят автобусы-аэроэкспрессы с 6:30 утра до 22:00 вечера .

На какие направления продаются билеты

С вокзала поезда ходят по внутренним и междугородним направлениям. Приобрести билет практически в любое место Чехии есть возможность в кассе с названием Vnitrostátní doprava. На внутренних рейсах не указывается время отправления, потому что купленный билет действует 24 часа.

А если необходимо поехать в другую страну, тогда следует воспользоваться услугами кассы с названием Mezinárodní doprava. На этих направлениях на билетах указывает время отправления, дата и место назначения. Международные поезда курсируют практически по всем крупным европейским городам в такие страны: Германия, Франция, Россия, Польша, Венгрия, Голландия, Словакия, Австрия. Популярные направления, время в пути и цены:

  • Прага – Вена (Австрия) по цене от 380 крон (15 евро), время в пути займет 4 часа;
  • Прага – Берлин (Германия) по цене от 500 крон (20 евро), время в пути — 4 часа;
  • Прага – Краков (Польша) по цене от 230 крон (9 евро), время в пути — около 6 часов;
  • Прага – Будапешт (Венгрия) по цене от 600 крон (24 евро), время в пути — 8 часов.

Билеты на поезда приобретают не только в кассах вокзала, но и через интернет-сайты, специальные приложения на мобильном телефоне, в специальном автомате или прямо у кондуктора в поезде, следующем по внутреннему рейсу.

Дефенестрация. Любимое развлечение разъярённых пражан

В истории Богемии есть любопытный феномен. Два раза с интервалом почти в 200 лет жители Праги выбрасывали чиновников из высоко расположенного окна. Последствия в обоих случаях были диаметрально противоположны для пострадавших, но схожи для Европы: после «перформанса» начиналась большая опустошительная война. Феномен оказался настолько ярким, запоминающимся и богатым на последующие несчастья, что получил устойчивое название – дефенестрация. Что в переводе с латинского означает то самое «выбрасывание из окна».

Как они дошли до жизни такой

Положение Богемии к началу XV века было двойственным. С одной стороны, ей еще с 1330-х годов правил Карл Люксембургский – человек, достаточно знатный, чтобы претендовать на титул императора Священной Римской империи. В середине XIV века он, после значительных усилий, все же занял это место под именем Карла IV, что сильно сказалось на богатстве Праги. Именно в его правление и сложился тот величественный облик города, что до сих пор привлекает толпы туристов.

С другой, все это крайне раздражало чехов – основное население Богемии. Все дело в том, что богемские власти всегда поощряли переселение в нее немецких колонистов. Благо это было не очень сложно – королевство входило в состав Священной Римской империи, пусть по-средневековому рыхлой, но все же германской вотчины. Образованные и трудолюбивые немцы помогали развивать экономику Богемии, но при этом стабильно занимали лучшие места, параллельно привозя с собой идентичность и культуру. Последняя была глубже, шире, «сильнее», чем у местных, и без труда ее вытесняла. Все это не могло не вызывать недовольства чехов. Они видели, как их страна становится все более «немецкой». Часто чех работал на более преуспевавшего немца, зависел от него, что уязвляло национальную гордость.

Сломать этот замкнутый круг могла бы религия. До века Просвещения оставались еще сотни лет, и вера была еще искренней – Евангелие и богословские трактаты воспринимались крайне серьезно. Но католическая церковь не могла принести чехам равенства с немцами – иерархичная и сытая, она не желала менять статус-кво.

Да и моральный облик тогдашних служителей церкви не вызывал в народе никакого сакрального пиетета. В самом Риме почти 40 лет царило «многопапство» – два папы никак не могли поделить Святой престол. Попытки их помирить в лучшем случае не приводили ни к чему, а в худшем, как в 1409 году, увеличивали количество конкурирующих пап до трех.

Такой бардак в Риме означал распущенность на местах. Богемские священники славились своими любовными похождениями. Просто сожительствовать с чьей-нибудь женой было не так уж и плохо – наиболее «отличившиеся» содержали целые гаремы, приглашая туда монахинь и, видимо, ради большего размаха, других священников. Истории вроде пьяных походов по куртизанкам, забытой у них одежды, и ночных прогулок в голом виде были не так уж и редки.

При попытках со стороны мирян найти управу такие дела часто заминались, а неугодных вполне могло ждать отлучение от церкви под каким-нибудь предлогом. Что опять-таки воспринималось крайне серьезно – как лишение возможности на спасение души.

Нелюбовь к немцам и прогнившему духовенству повышала популярность проповедников, выступавших за очищение церкви. Во-первых, они призывали к службам на чешском языке – с чем не была согласна католическая церковь и что могло бы стать путем для спасения хиреющей чешской культуры. А, во-вторых, звучали идеи про возвращение во времена катакомбного христианства – «церковники должны быть бедны и думать о душе, а не о теле».

Эти мысли были крайне заманчивы для большинства чехов и опасны для всех остальных. Сделать с ними при этом ничего не получалась. Так, казнь в 1415 году популярного, но весьма умеренного проповедника Яна Гуса привела лишь к массовой радикализации движения. Бунтовщики вели пропаганду и росли в количестве, обзаводились поддержкой мелкого и среднего дворянства, готовились к решительным действиям.

Делай раз: дефенестрация 1419 года

Столкновения между немцами и чехами начались еще до сожжения Гуса. В большинстве случаев свирепствовали, конечно, последние – ведь их было больше. Но далеко не всегда: иногда понимавшие свою уязвимость католики специально шли на крайнюю жестокость в попытках запугать чехов. Так, в июле 1414 года рудокопы из населенной немцами деревни Кутная Гора (на германский манер – Куттенберг) напали на соседнюю чешскую деревеньку, поубивав ее жителей. А в 1416-м они же убили заехавшего к ним королевского чиновника – за то, что несколько лет назад тот по приказу короля Вацлава IV арестовал имущество католического архиепископа.

Сам король искренне пытался успокоить обе стороны, но получалось у него откровенно плохо – ситуация медленно, но верно сползала к гражданской войне.

30 июля 1419 года уровень противостояния резко поднялся. Все началось с процессии радикалов, двинувшейся к ратуше Нового города Праги – там сидел городской совет, посадивший в тюрьму несколько чехов-погромщиков. Организованная толпа, вооруженная мечами, кинжалами и кольями, яростно жаждала их освобождения.

Воздух был наэлектризован – любая мелочь могла послужить спусковым крючком для кровавой расправы. И она свершилась в виде брошенного из какого-то окна камня, разбившего торжественно несомую чашу – символ радикалов. Она символизировала равенство между клиром и мирянами – причастие вином, по мнению католической церкви, было исключительно прерогативой священников.

Поругание привело толпу в ярость. Радикалы взяли ратушу штурмом, после чего вышвырнули ненавистных чиновников в окна. Погибло десять человек, включая бургомистра. Большинство разбилось о каменную мостовую, но некоторые были добиты. Ожесточенность достигла такого уровня, что все трупы были обезображены настолько, что потом их даже не сразу получилось опознать.

Читайте также:  Чешский трдельник рецепт в домашних условиях, что это такое, где найти в Праге

Первая дефенестрация ясно показала, что разрешить противоречия разговорами не выйдет. Начались Гуситские войны – длительная череда крестовых походов, набегов чехов на немцев за пределами Богемии и внутренних междоусобиц.

Делай два: дефенестрация 1618 года

Религиозно-политическая обстановка два века спустя была настолько же напряженной. С одной стороны, гуситам удалось сохранить за собой право проводить службы так, как они хотели, и несколько потеснить немцев в стране. С другой – программа радикальной части восставших выполнена не была, и общие проблемы оставались теми же.

Масла в огонь подливали успехи Реформации. Если тот же Гус две сотни лет назад проповедовал местами довольно аккуратно и даже в чем-то неуверенно, то теперь раскол западного христианства на католичество и протестантство усугублял культурно-идеологическую пропасть между противоборствующими сторонами. Теперь пожар мог вспыхнуть еще внезапнее, чем прежде.

Протестантская Богемия и до этого ощущала ползучие попытки тихонько «рекатолизировать» королевство. С воцарением в 1617 году на чешском престоле яростного католика Фердинанда Штирийского игры в «ползучесть» грозили закончиться. Перед протестантами встал выбор – или организовывать что-то серьезное, или окончательно распрощаться с остатками завоеванного в Гуситские войны.

23 мая 1618 года это вылилось в еще одну дефенестрацию. На этот раз из окна выкидывала не разъяренная толпа, а дворянское собрание. Возможно, поэтому на этот раз все закончилось куда более куртуазно. Пострадавшими оказались имперские наместники, которые упали на кучу навоза и остались живы. На этот раз их никто не добивал, и бедняги смогли спокойно добраться до Вены.

Пожалели все

И запустить маховик Тридцатилетней войны. Два года спустя немцам удастся подавить чешское восстание, но это будет уже не важно. В разгоревшийся конфликт включатся десятки государств, все продлится аж до 1648 года, а германские территории в ряде отношений пострадают серьезнее, чем во Второй мировой.

В пражской истории имели место и другие дефенестрации. Но ни одна из них больше не приводила к крупному европейскому конфликту. Ирония судьбы заключается в том, что первая из «больших» дефенестраций положила начало чешскому национальному возрождению, в значительной степени снизив влияние немцев. Вторая же, по сути, ознаменовала его конец: в 1620 году битва на Белой горе приведет чехов к катастрофическому поражению. В Праге произойдет страшная резня, хребет возможному сопротивлению будет сломлен и начнется резкий и необратимый процесс «рекатолизации».

Дефенестрация по-русски

Слово «дефенестрация» — выбрасывание политического противника из окна — связано с чешской историей, где закрепился этот странный обычай.

В начале XV века в Чехии начались выступления гуситов, последователей проповедника Яна Гуса, выступавшего против католической церкви. Гуситы хотели более понятной им церкви — они требовали перевода Священного писания на чешский язык, чтобы люди сами могли разобраться, о чем там говорится, а не просто покорно выслушивали объяснения священников, хотели менее «роскошной» церковной службы, которая казалась им проявлением «языческого» характера католической церкви, а еще — возможности для мирян причащаться не только хлебом, как тогда полагалось, но и хлебом и вином — так же, как и духовенству.

В 1419 году, через четыре года после казни Яна Гуса, обвиненного в ереси, чешский король Вацлав IV разрешил проводить в трех пражских костелах причастие по-гуситскому образцу. На улицах начались столкновения противников и сторонников Гуса, нескольких гуситов арестовали. 30 июля прихожане гуситского священника Яна Желивского двинулись к ратуше, требуя освободить арестованных. Впереди шел сам Желивский со Святыми дарами в руках. Когда они приблизились к ратуше, оттуда бросили камень, который попал в чашу с причастием. Желивский повел толпу на штурм. Магистратов выбрасывали из окна, а на улице их добивали.

С этого начнались гуситские войны. Сам Желивский, правда, до их конца не дожил. На несколько лет он стал практически правителем Праги, но в 1422 году был убит во дворе все той же ратуши.

С тех пор жестокий обычай дефенестрации закрепился в Праге и постепенно приобрел символическое значение — так поступали с врагами общества, не просто убивая их, а выражая им свое презрение. В 1483 году, когда в Праге боролись между собой сторонники двух претендентов на чешскую корону — польского короля Владислава Ягеллона и венгерского Матьяша Корвина — из окон тоже выбросили нескольких магистратов.

В 1618 году дефенестрация стала началом одной из самых кровопролитных войн в истории того времени. Чехия, где было много последователей протестантской веры, подчинялась австрийским Габсбургам, католическим правителям Священной Римской империи. 23 мая 1618 года дворяне-протестанты, не желавшие признавать католика Фердинанда Габсбурга, герцога Штирии, королем Богемии, ворвались в королевский дворец в Пражском граде и выбросили из окна двух наместников, присланных императором, и их писца.

На этот раз люди, подвергнутые дефенестрации, спаслись. Католики позже объясняли это тем, что выброшенных из высокого окна подхватили ангелы, а протестанты — тем, что те упали на навозную кучу. Во всяком случае писец Филипп Фабрициус не пострадал, он смог помочь двум другим, а сам дополз до реки, перебрался в другую часть города, бежал из Праги и первым сообщил в Вене о произошедшем. После этого началась Тридцатилетняя война, в которой участвовало множество стран. После нее Германия, где происходили основные сражения, оказалась совершенно разоренной, а весь баланс сил в Европе изменился.

В 1948 году чехословацкие коммунисты вспомнили о старинном обычае. В стране уже несколько лет шла острая борьба между коммунистами и их противниками. Она достигла пика в 1947 году, во время обсуждения вопроса о присоединении Чехословакии к разработанному американцами плану Маршалла — и получению огромной помощи. Коммунисты не позволили брать помощь у американцев, и после этого все их противники были удалены из правительства. К марту 1948 года единственным некоммунистом в правительстве оставался министр иностранных дел Ян Масарик. 10 марта 1948 года его тело обнаружили лежавшим на земле под окном ванной комнаты, находившейся на высоте 14 метров.

Было объявлено, что Масарик покончил с собой, но даже тогда этому далеко не все поверили. Недавнее расследование привело к заключению, что его выбросили из окна агенты госбезопасности. Ясно, что от Масарика можно было отделаться и другим способом, но, кажется, нужно было показать его как предателя и врага народа.

И вот теперь я читаю жуткие новости о гибели уже третьего врача «выпавшего из окна» и не понимаю, что происходит. Часто ли мы слышим о людях, «выпавших» из окна. Обычно так говорят, когда речь идет о наркомане, находившемся в состоянии транса, ну или это оказывается эвфемизмом для самоубийства.

24 апреля погибла заразившаяся коронавирусом заведующая отделением скорой помощи Звездного городка Наталья Лебедева. Кажется, ее обвиняли в том, что она могла заразить коллег. Некоторые издания, впрочем, не слишком заслуживающие доверия, писали о возможном самоубийстве.

Главврач Красноярского госпиталя Елена Непомнящая явно не была под действием наркотиков. Трагическое событие произошло 25 апреля после очередного селекторного совещания, на котором она, как говорят, резко выступала против перепрофилирования ее больницы для лечения КОВИД-19, объясняя, что здание для этого не подходит и безопасность сотрудников не обеспечена. 1 мая Елена Непомнящая умерла в реанимации.

И вот ночью 2 мая из окна второго этажа в Воронежской области выпадает врач скорой помощи Александр Шулепов, с 22 апреля лечившийся от коронавируса. Состояние его было удовлетворительным, и его должны были выписывать. Так что предположения об отчаянии и безысходности вроде бы отпадают. Правда, существует видео, записанное Шулеповым вместе со своим другом, в котором он рассказывает, как врачей, зараженных коронавирусом, все равно заставляют ездить на вызовы, а средств индивидуальной защиты не хватает. ( Вы, может быть, удивитесь, если услышите, что главврач больницы опроверг эти заявления. Не удивились? Странно).

И теперь я не знаю, что сказать. Мне очень трудно представить себе, что кто-то в нашей стране сегодня вспомнил о чешском обычае дефенестрации и решил возродить его. Но как тогда это понять? Просто один заболевший в нервном состоянии повторяет то, что произошло на другом конце страны, о чем он прочитал в новостях? Врачи так переутомлены, что не могут удержаться на подоконнике, когда подходят, чтобы подышать свежим воздухом?

Ссылка на основную публикацию