Чешские железные дороги, история ж/д Чехии, протяженность

Чешские железные дороги

Для статьи, посвященной Чехии вполне уместно и допустимо в качестве своеобразного эпиграфа использовать одну из «нетленок» знаменитого чешского литературного персонажа бравого солдата Швейка: «Никогда так не было, чтобы никак не было. Всегда так было, чтобы как-нибудь да было». Использование этого литературного шедевра – скромная попытка обычного пассажира выразить свое несогласие с позицией официального сайта Чешских железных дорог по вопросам истории железнодорожного транспорта Чешской республики. Звучит, конечно, странно, но истина дороже.

Чешские железные дороги – это…

В любом чешском справочнике или на сайтах, посвященных стране, можно найти определение: Чешские железные дороги – компания, оператор пассажирских перевозок, образованная в 1993 году, после распада ЧССР и раздела железных дорог между Чехией и Словакией. Дается общая характеристика современной сети. Протяженность – 9441 км (в том числе 96 км – узкоколейки, не путать с однопутными линиями), ширина колеи – 1435 мм. И еще некоторые цифры, иллюстрирующие сегодняшний день CD (аббревиатура организации). Складывается впечатление, что до 1993 года железные дороги страны находились в состоянии «никак не было». Швейк не согласен.

Европа выбирает железнодорожный путь

Оставим в прошлом коринфский диолк и прочие артефакты, в той или иной степени повлиявшие на создание железных дорог, и примем за исходную точку факты, которые уже перестали быть предметом для спора. 1830 год – первый поезд, преодолев расстояние в 40 километров, совершил поездку по маршруту Ливерпуль-Манчестер. Через 10 лет Англия уже имела железнодорожную сеть в 2390 км, а в начале 50-х годов эта цифра выросла до 11.000 км.

Сложнее складывалась ситуация в странах континентальной Европы. Работы по созданию нового вида транспорта осложнялись отсутствием универсального подхода к строительству и единых технических требований к нему. Даже по ширине колеи к единому стандарту в 1435 мм основные дороги были приведены не сразу. Только через полтора десятка лет после появления первой дороги европейские государства подписали Билль о применении единого стандарта.

Сказывалось и влияние системы финансирования строительных работ, в основе которой лежало привлечение частных инвестиций. Первые участки дорог появлялись под влиянием экономических интересов инвесторов и военно-политической целесообразности. Но мнение инвесторов нередко доминировало в принятии решений.

Проектирование и строительство тесно переплетались с перманентным пересмотром границ по итогам сменяющих друг друга войн и революций.

В результате первые участки новых дорог, разбросанные по территории континентальной Европы, даже с большой натяжкой не могли стать иллюстрацией будущей системы железных дорог Старого Света.

Первооткрывателем ж.д. была Бельгия, построившая в 1835 году первый 20-ти километровый участок Брюссель-Мехелен, ставший серьезным шагом по активизации торговых отношений с Германией. В том же году, преодолевая серьезные противодействия со стороны компаниями, занимающиеся извозом, первую свою дорогу от Нюрнберга до Фюрта проложила Бавария. Не отставала от соседей и Франция, в начале 30-х годов построившая первую 58-ми километровую линию Сент-Этьен – Лион, а к 1850 году установила железнодорожную связь Парижа с крупными городами страны.

Последующие годы, вплоть до конца 90-х годов XIX века, стали периодом железнодорожного бума, отмеченным самым крупным приростом сети в Европе и мире.

Железнодорожный транспорт Чехии

В самый разгар создания нового транспортного гиганта, буквально перевернувшего весь привычный уклад большинства европейских государств, Чехия, находилась в составе Австро-Венгрии, что не мешало ей участвовать в строительстве железных дорог, проходящих по ее территории. Первым таким участком стала часть Северной дороги Кайзера Фердинанда, которая соединила в 1837 г. Вену и Краков. В последующие годы строительство на территории Чехии продолжалось, включая в единую сеть такие крупные города, как Брно, Пршеров, Остраву.

Новой вехой на историческом пути Чехии и ее транспортных возможностей стал 1918 год, когда после распада Австро-Венгрии было создано новое государство – Чехословакия. Ей по наследству от Имперских королевских австрийских государственных железных дорог досталась практически вся железнодорожная сеть. В том числе линия, соединяющая две столицы государства – Братиславу и Прагу. Более развитыми и технически оснащенными были участки, построенные в промышленных районах. 135.000 человек или более одного процента трудоспособного населения страны работало в новой отрасли экономики. И перспективы для развития ж.д. транспорта были не шуточные. Хотя бы потому, что 87% линий были тогда еще однопутками.

Несмотря на прежнее вассальное положение в Австро-Венгерской империи, Чехословакия в межвоенный период занимала достойное место среди железнодорожных держав.

Мюнхенский сговор 1938 года, последующие действия «заклятых соседей» – Германии, Венгрии, Польши и «братьев» словаков, Вторая мировая война – время, когда вся экономика Чехии была отдана на службу Германии, а не на благо страны. Зато, в ходе восстановительного периода к 1950 году, Чехословакия по плотности железных дорог занимала пятое место в Европе.

Кроме восстановления и совершенствования сети железных дорог, Чехословакия, опережая многих своих соседей в индустриальном отношении, заняла особое место в европейской системе железнодорожного транспорта. В середине 50-х гг. Пражский завод ЧКД начал серийный выпуск тепловозов сепий ЧМЭ, а заводы концерна Шкода в Пльзене, разработав несколько модификаций электровозов серии ЧС, стали производить их не только для нужд страны, но и в рамках сотрудничества с членами СЭВ, поставлялись их в СССР, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Болгарию.

По Чешским железным дорогам…

Сейчас плотность железнодорожной сети в Чехии одна из самых высоких в Европе.120 метров на один кв. км, против 75 м в Словакии, 113 м в Германии, 53 м в Италии. Основу составляют пассажирские перевозки. Любой маршрут по Чехии составляет не более 6 часов, но скоростные поезда, как правило предусматривают поездки транзитом в другие европейские страны.

Несмотря на небольшую территорию, но с учетом расположения в самом центре Европы, Чехия использует большое число подвижного состава разнообразного назначения. Выделяют два сегмента поездов:

  • • Региональный пассажирский транспорт, который в свою очередь делится на: пригородный, региональный, скоростной региональный;
  • • Поезда дальнего следования, которые формируются как вагонами стандартного, так и высшего качества.

Вагоны во всех поездах делятся на купе, общие (самолетного типа) и плацкарт (в ночных поездах), на 1 и 2 класс (в зависимости от числа посадочных мест). Все они оборудованы кондиционерами и биотуалетами, в некоторых имеются тамбуры для колясок и велосипедов. Поддерживается чистота, в том числе и пассажирами. Главное отличие, поездов, особенно региональных, друг от друга в их внешнем виде. Неудивительно, что от того, поезд какого вида первым оказался в зоне внимания туриста, происходит формирование мнения пассажиров о CD. Диапазон широкой: от шутливого умиления до почтительного уважения.

Пассажирский поезд (Os) – используются на пригородных маршрутах, останавливаются на всех небольших станциях и полустанках.

Региональный (R ) – скорый пассажирский, останавливается только на сравнительно крупных станциях. Вагоны 1 и 2 класса, без права выбора места.

Скорый региональный (Sp) – делает остановки только на крупных станциях в пределах страны. Билеты можно бронировать. Все эти региональные маршруты обслуживаются оригинальными по техническим данным, вместимости, цвету и внешнему виду, разными по этажности и количеству вагонов поездами. Многие из них перемещаются по одноколейным линиям, разъезжаются на маленьких станциях. Некоторые из них на фото.

Поезда дальнего следования уже меньше отличаются от поездов других европейских стран. Тем не менее по протяженности, скорости и комфорту они отличаются друг от друга.

Экспресс поезда (Ex) совершают поездки на большие расстояния по Чехии и другим странам. В составе имеются вагоны 1и 2 классов, есть вагон-ресторан, предусмотрено предварительное бронирование.

Поезда Inter City (IC) отличаются от экспрессов повышенным комфортом во обоих классах. Пунктами назначения являются крупные европейские города.

Поезда EuroCity (EC) повышенной комфортности. Обслуживают только международные европейские маршруты.

Поезда Inter City (IC) отличаются от экспрессов повышенным комфортом во обоих классах. Пунктами назначения являются крупные европейские города.

Поезда Inter City (IC) отличаются от экспрессов повышенным комфортом во обоих классах. Пунктами назначения являются крупные европейские города.

EuroNight (EN) ночной поезд повышенной комфортности, только для международных рейсов на дальние расстояния

Super City (SC) – скоростной поезд для длительных поездок по Чехии. Называется «Пандолино». Развивает скорость до 250 км/час.

Самым сложным для туристов (особенно со знанием иностранного языка в пределах школьной программы) кажется процесс приобретения билетов. Опасения быстро проходят. Надо усвоить некоторые нюансы.

1. Маршруты из пункта А в пункт Б часто предусматривают пересадки на стыковых станциях. Надо учитывать, что CD очень пунктуальные, в расписании предусмотрены большие «окна». В случае опоздания можно долго дожидаться следующего поезда.

2. Билеты на весь маршрут, часть его и по принципу «туда и обратно» лучше всего в кассах. Более опытные туристы пользуются услугами интернета.

3. Если проявить настойчивость и разобраться в правилах пассажирских перевозок CD, то можно найти способы экономии на билетах.

4. В ситуации, если пришлось сесть в поезд без билета, купить его можно у контролера (он появится обязательно). В таком случае стоимость билета увеличится на 40 крон.

Модернизация чешских железных дорог

«Лучшее – враг хорошего» – гласит народная мудрость. Но руководители чешских железных дорог, судя по всему, предпочитают другую точку зрения. «Не останавливаться на достигнутом» – так можно озаглавить план модернизации CD, которая включает в себя целую программу, из которой туристов может заинтересовать судьба однопуток, ибо все, что с ними происходит можно увидеть воочию.

Остальные пункты программы – это уже сфера интересов специалистов.

Чешские железные дороги: официальный сайт

Для любителей путешествовать железнодорожный транспорт — это неотъемлемая часть передвижения между городами и странами, так как он является весьма безопасным и в то же время недорогим.

Немного общей информации о чешских железных дорогах

Железнодорожные пути были образованы ещё в 1993 году, незадолго до распада Чехословакии, а сама компания «Чешские железные дороги» была создана 1 января 2003 года. Общая протяжённость железной дороги составляет около 9,5 тысяч километров.

На вооружении компании находятся как дизельные поезда, так и тепловозы, электровозы и даже рельсовые автобусы.

На сегодняшний день компания является частью европейского железнодорожного комплекса, а также имеет правила, соответствующие законам Евросоюза.

Первая ж/д линия была проложена на территории Чехии ещё в далёком 1837 году. Назвали данный путь «Северной дорогой Кайзера Фердинанда», он соединял Краков и Вену.

Количество сотрудников компании по состоянию на 2014 год составляло 24163 человека.

Практическая информация об объекте

Клиентам, выбравшим для переезда Чешские железные дороги, официальный сайт поможет определиться с типом поезда, построить маршрут, а также узнать расписание поездов. Кроме этого, на интернет-ресурсе есть возможность забронировать и купить билет. Официальный сайт доступен только на чешском, английском и немецком языках. Перевести сайт на русский язык возможно с помощью онлайн-переводчиков. Ссылка на сайт.

По всем вопросам, касающимся деятельности компании Czech railways, нужно обращаться по телефону +420 221 111 122, а также по адресу электронной почты info@cd.cz.

Главный офис компании находится в столице Чехии, Праге, по адресу Набережная Людвига Свободы 1222.

Пригородный пассажирский комплекс

Большинство туристов при посещении Чехии начинают своё путешествие непосредственно со столицы. В Праге 7 железнодорожных вокзалов и больших станций, регулярно обслуживающих около 27 пригородных направлений. В основном пригород обслуживают электрички, которые курсируют с 4:00 до 23:00.

Билеты на пригородный транспорт бывают двух видов: мистенька или йизденка. Отличаются они тем, что билеты типа мистенька позволяют зарезервировать определённое сидячее место, что указывается в билете. При приобретении билета типа йизденка за пассажиром не резервируется место, и он может занять любое свободное.

Читайте также:  Погода в Праге в марте 2021 в Чехии отзывы туристов

Дополнительная информация! Возникает вопрос: если купить билет йизденка и сесть на место, зарезервированное билетом мистенька, кто останется прав? Обладателя билета йизденка попросят пересесть, таковы правила.

Пражский железнодорожный вокзал в Праге

Дальнее пассажирское сообщение

Чешские железные дороги осуществляют перевозки на дальние расстояния как между городами, так и в ближайшие государства. Международные направления включают в себя возможность поездок в такие страны, как Словакия, Польша, Германия, Австрия. Поезда ходят по дальним направлениям регулярно, через определённые промежутки времени. Самые популярные международные рейсы:

  • Гамбург — Берлин — Прага — Брно — Грац (Будапешт);
  • Прага (Вена) — Острава — Варшава;
  • Прага — Оломоуц — Всетин.

Типы поездов

Чешские железные дороги имеют в своём распоряжении разные типы поездов.

SuperCity в Чешской Республике более известен как Pendolino. Данный поезд обеспечивает транспортировку пассажиров всего лишь по одному маршруту: Острава — Оломоуц — Пардубице — Прага. Поезд достигает конечной точки весьма быстро, так как развивает большую скорость и совершает остановки лишь на крупных станциях. SuperCity предлагает пассажирам путешествия в 1 и 2 классах. При покупке билета за пассажиром обязательно резервируется определённое место. Кроме этого, есть возможность транспортировки детских колясок, велосипедов, а также другого крупногабаритного багажа.

Поезд типа Railjet обеспечивает быстрое транспортное соединение с Австрией, а также между Брно и Прагой. Поезд обслуживает прямые рейсы из Праги в Вену и в Грац. Кроме 1 и 2 классов здесь также присутствует бизнес-класс с более комфортными условиями.

Поезда InterCity и EuroCity совершают поездки на дальние расстояния. InterCity обслуживает междугородные направления, а EuroCity — международные. Данные поезда имеют вагоны 1 и 2 классов, на которые есть возможность забронировать места заранее.

Обратите внимание! Поезда типов SuperCity, InterCity и EuroCity курсируют по всей Республике, но останавливаются исключительно на крупных станциях, так что остановки в определённом городе может и не быть, об этом лучше уточнять заранее. Также на вышеперечисленных поездах можно занять только то место, которое указано в билете.

«Западный экспресс» следует по направлениям Прага — Пльзень — Хеб, а также Прага — Пльзень — Мюнхен. Экспресс имеет вагоны 1 и 2 классов с кондиционерами. Примечательно, что в данном типе присутствует отдельная секция для женщин.

EuroNight подойдёт пассажирам, следующим на дальние расстояния. Эти ночные поезда оборудованы комфортными спальными местами, что позволяет пассажирам отдохнуть во время поездки. Такие поезда следуют в Украину, Германию, Польшу, Италию, Венгрию, а также во многие иные государства Евросоюза.

Rychlik — быстрый междугородний поезд с вагонами 1 и 2 классов. Особенности поезда — наличие вагона-ресторана с возможностью заказа еды к своему месту.

Время отправки наиболее популярных рейсов:

  • ночной поезд из Остравы в Прагу: отправление — 3:51, прибытие — 8:21;
  • ночное направление из Праги в Варшаву: отправляется в 23:39, прибывает в 8:25;
  • Прага — Всетин: отправление — 23:39, прибытие — 5:46.

Обратите внимание! Пригородные направления обслуживаются с 4:00 до 23:00, для каждого направления есть своё время в этом промежутке.

Карта железных дорог Чешской Республики

На официальном сайте Чешских железных дорог можно легко забронировать и купить билет на нужный поезд. Также это возможно сделать непосредственно в ж/д кассах, получив необходимую консультацию от кассиров.

Типы вагонов

Чешские железные дороги предлагают клиентам 3 типа вагонов: плацкарт, купе и общие. Купе первого и второго классов различаются лишь количеством размещающихся пассажиров: для первого — 2 человека, для второго — 3.

В каждом купе находится столик-трансформер, который лёгким движением руки можно преобразовать в умывальник.

В стране наиболее востребованы вагоны с сидячими местами, так как длинные маршруты здесь практически отсутствуют.

Обратите внимание! Многие проводники понимают русский язык и с удовольствием помогут пассажирам в решении возникших проблем.

Большинство поездов оборудованы местами для инвалидов на колясках, розетками, а также вагонами-ресторанами.

Чешские железные дороги имеют весьма развитую инфраструктуру и хороший сервис, что помогает сделать поездку более комфортной и приятной.

Чешские железные дороги

ЧЕШСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (Ceske Drahy – CD) – железные дороги на территории Чехии, ЧЖД; государственная организация, к которой в полном объеме перешли все права и обязанности бывших Чехословацких государственных железных дорог (1993 г.). В ноябре 1999 г. парламент Чехии ратифицировал закон о железных дорогах, в соответствии с которым Чешские железные дороги получили статус акционерной компании с 1 апреля 2000 г., что предполагает повышение качества управления, а также уст-раннение препятствий на пути создания совместных предприятий с частными фирмами. В новообразованную компанию привлечены квалифицированные управленческие кадры из частного сектора путем продажи акций. Однако на первом этапе государство сохранило за собой 100% акций; железнодорожная инфраструктура, подвижной состав и прочее имущество остались в собственности ЧЖД. Отдельные линии сданы в аренду частным эксплуатационным компаниям, что должно было привести к усилению конкуренции на ж.-д. транспорте.

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 История развития
  • 3 Формирование транспортной системы
  • 4 Статистика
  • 5 Тариф
  • 6 Частные грузовые операторы
  • 7 См. также

Общие сведения

С переводом ЧЖД в частную акционерную эксплуатационную компанию (2002 г.) право на владение собственностью и руководство инфраструктурой получает новый государственный орган – Sprava Zeleznicni Dopravni Cesty (SZDC). Основные фонды ЧЖД распределяются между двумя коммерческими секторами; при этом SZDC должна продать часть основных фондов, не относящихся к основной деятельности, и полученные средства использовать для покрытия накопившегося долга ЧЖД.

История развития

В 2003 году компания České dráhy, s. O. прекратила свое существование, а компании-преемники České dráhy a. S. и Администрация железнодорожной инфраструктуры были переименованы в Железнодорожную администрацию. В 2007 году образовалась дочерняя компания ČD Cargo a. S., под управление которой перешел грузовой транспорт. В январе 2008 года была образована дочерняя компания České dráhy a. S. для пассажирских перевозок. В июне 2011 года прошла однодневная забастовка против реформ правительства Нечаса. В июне 2013 года Министерство транспорта опубликовало материал «Передача вокзалов из собственности ČD, a. S. в государственную собственность с правом управления для SŽDC, s. O.», подготовленный для обсуждения на Совещании министров экономики. Этот план предполагает перевод инфраструктуры 1 января 2014 года в государственную собственность.

Формирование транспортной системы

На формирование транспортной системы Чехии оказало влияние ее географическое положение в центре Европы, характер территории и неоднократное изменение направленности ее экономических и политических связей. Все кратчайшие пути сообщения между северными европейскими странами и странами Юго-Восточной Европы, а также Балканского полуострова проходят по Чехии. Железные дороги пересекают государственную границу более 20 раз, а шоссейные – более 40 раз.

Чешские железные дороги стыкуются с линиями Австрии, Германии, Польши и Словакии.

Статистика

Доля железных дорог в грузообороте (2001 г.) составляет 40-45% от грузооборота всех видов транспорта. Во внутреннем сообщении перевозится ок. 40% грузов; 60% составляют экспорт и импорт и транзит. Основные грузы: бурый и каменный уголь, металлические руды и металлоизделия. В 1999 г. было перевезено 82,1 млн. т, что составляет 75,5% от объема перевозок в 1994 г. Грузооборот за эти годы упал на 27,5% и составил 16,458 млрд. т-км. Снижение объемов перевозок объясняется структурными изменениями в экономике страны и уменьшением транзитных перевозок. В 2000 г. впервые за предшествующее десятилетие выросли объем перевозок на 8,6% и грузооборот на 4,6%, составив соответственно 89,2 млн. т и 17,22 млрд. т-км. Пассажирские перевозки ЧЖД остаются нерентабельными и поддерживаются за счет поступлений в основном от грузовых перевозок, являющихся доходными. Пассажирооборот упал за 1994-1999 г. на 18,3% и составил в 1999 г. 6,929 млрд. пасс.-км. В 2000 г. объем перевозок пассажиров возрос на 4,3% (7,266 млрд. пасс.-км).

Сеть ЧЖД включает в себя междугородные и местные линии, в т. ч. в районах, где ж. д. являются основным видом транспорта. Незначительное число линий местного значения было передано в руки частных компаний-операторов; впоследствии некоторые из них были вынуждены отказаться от перевозок на части маршрутов.

Тариф

Правительство Чехии придерживается политики полного регулирования пассажирских тарифов. Пассажирские тарифы на дальние расстояния являются более высокими и позволяют покрыть эксплуатационные издержки. Обеспечивая международный уровень обслуживания пассажиров, выполняют пассажирские перевозки на сети «Евросити», а на направлении Прага-Острава ввели в эксплуатацию поезда «Суперсити» (населенность вагонов на данном маршруте составляет 90%). Доля ЧЖД на транспортном рынке в сфере пассажирских перевозок составляет 20%.

При акционировании ЧЖД планировалось разделение наиболее доходных видов деятельности на дочерние предприятия, формирующиеся на основе частного капитала с долевым владением части акций. ЧЖД намерены также самостоятельно заняться разработкой предложений по привлечению инвесторов для реализации ряда проектов, в т.ч. проекта создания совместного с частным инвестором предприятия по производству и эксплуатации вагонного парка, который нуждается в значительной модернизации; ЧЖД владеют 60% акций в этом совместном предприятии.

Частные грузовые операторы

Частные грузовые операторы обеспечивают выполнение 11% всего объема перевозок. К операторам, работающим в частном секторе, относится бывшая клиентура ЧЖД. Ощущая конкурентное давление со стороны частного сектора, ЧЖД сохраняют позиции в грузовом секторе; ЧЖД заключили ряд долгосрочных контрактов, гарантирующих фиксированные тарифы и доставку грузов по принципу «от двери – до двери». Учитывая высокую доходность транзитных перевозок, ЧЖД присоединились (1999 г.) к соглашению, которое заключили Австрийские федеральные железные дороги и Польские государственные железные дороги с объединением компаний ДБ Карго (Германия) и НС Карго (Нидерланды), что открывает ЧЖД возможность конкурировать с другими компаниями на направлениях, пользующихся спросом. Планируется ряд инвестиционных проектов, например введение в эксплуатацию линии для подвоза пассажиров к аэропорту в Праге, реконструкция вокзалов в Праге. Большая часть выделяемых ЧЖД инвестиций (27 млрд. крон) направлена на модернизацию инфраструктуры транспортных коридоров для перевозки транзитных грузов.

План перспективного развития ЧЖД: годовой объем перевозок – 90 млн. т, грузооборот – 20 млрд. т-км; объем пассажирских перевозок на уровне 200 млн. пассажиров в год; пассажирооборот – 8 млрд. пасс.-км. Если для железных дорог будут созданы равные с автотранспортом условия конкуренции, ЧЖД могут получать хорошие эксплуатационные показатели при возможном падении объемов перевозок угля. Решение проблемы предусмотрено бизнес-планом, в котором транспортировку угля планируется компенсировать транзитными перевозками.

Чешские железные дороги: типы поездов и виды билетов

Железнодорожный транспорт Чешской республики каждый год наращивает обороты пассажирских перевозок. Поезда в Чехии регулярно следуют по различным маршрутам на дальние расстояния, в том числе за рубеж, а билеты на все направления можно без труда приобрести в любой кассе. Благодаря этим и другим преимуществам “Чешские железные дороги” — самый популярный и востребованный вид транспорта и среди местных жителей, и у туристов, путешествующих по Европе.

  1. Особенности железнодорожного транспорта Чехии
  2. Как организовано железнодорожное сообщение в Праге
  3. Что означают специальные термины в железнодорожном транспорте Чехии
  4. В каких вагонах ездят чехи и гости страны
  5. Какие билеты можно приобрести на поезд
  6. Групповой билет выходного дня
  7. Групповой билет
  8. Как приобрести электронный билет на сайте CD
  9. Особенности пользования железными дорогами в Чехии
  10. Заключение
  11. Железные дороги Чехии: Видео

Особенности железнодорожного транспорта Чехии

В отличие от автобусов, маршруты которых зависят от сезона и погодных условий, железнодорожный транспорт в Чехии обеспечивает регулярные перевозки по расписанию в любую точку на карте страны. При этом вы можете выйти на промежуточной станции, прогуляться и посмотреть достопримечательности, а потом ехать далее с тем же билетом, но уже в другом поезде, следующем по тому же маршруту.

Гибкая система скидок позволяет сэкономить на билетах тем, кто путешествует группами или семьями.

Железными дорогами владеет государственный монополист, группа Ceske drahy – Чешские железные дороги (CD).

Длительность поездки зависит от класса поезда: благодаря новым технологиям, появлению вагонов повышенного комфорта и высоким скоростям, время в пути неуклонно сокращается, особенно если вы следуете на поездах “Суперсити”, “Евросити”, “Интерсити”.

Читайте также:  Парковка в Праге в центре, правила парковки в Чехии, парковка в аэропорту, стоимость дешевой парковки

Каждому пассажиру гарантируется чистота и порядок в дороге. В каждом вагоне электрички есть туалеты, бумажные полотенца, даже на самых маленьких станциях размещены электронные табло.

Как организовано железнодорожное сообщение в Праге

Как правило, туристы начинают путешествие из Праги, где расположены главный вокзал (Hlavni nadrazi) и шесть пригородных станций и вокзалов, осуществляющих перевозки в 27 направлениях. Здесь задействованы поезда различного уровня, в том числе двухэтажные City Elefant 471.

Электрички в Праге ходят примерно с 4 часов утра до 23 часов вечера.

Поезда и вокзалы столичного района образуют систему Esko Praha — часть транспортной инфраструктуры Праги, которой ежедневно пользуются миллионы людей, едущих на работу и домой, на отдых и экскурсии.

Что означают специальные термины в железнодорожном транспорте Чехии

Часто туристы из СНГ не понимают те или иные обозначения, названия поездов, аббревиатуры и пометки на билетах. Ознакомимся с наиболее распространенными терминами.

  • BahnTix. Это способ распечатки билетов в специальном автомате на станции по предварительному заказу. Услуга стоимостью 10 евро действует для поездов, идущих из Германии по территории Чехии. После заказа и предоплаты пассажир получает по email свой номер и по нему распечатывает билет, который нужно предъявить проводнику в вагоне. Возврата билетов, полученных таким способом, нет.
  • LEO Express поезда. Удобный региональный экспресс эконом-класса связывает Прагу с Остравой, Пардубице, Оломоуцем, Богумином. По сути, это комфортная для пассажиров комбинация европейского стандарта и доступных цен, включающая мягкие кресла, столики, доступ к интернету, бесплатные напитки. На поезд потребуется бронирование места заранее.
  • Европейские поезда. В Чехии ходят знаменитые ЕС (EuroCity) и IС (InterCity), но представлены они только на международных маршрутах: в Вену, Берлин, Будапешт. В поездах типа EC есть вагоны первого, второго классов, вагон-ресторан, дополнительные удобства для инвалидов. IC – поезд средней ценовой категории. Билеты на европейские поезда можно приобрести только на определенные места в вагоне.
  • Ночные поезда. По территории Чехии идет ночной поезд из Берлина в Будапешт – EuroNight (EN). Поскольку он курсирует ночью, его вагоны оборудованы спальными местами. Официальный сайт вокзала Праги предоставляет полную информацию по его движению.

Так, отправление из Праги происходит около полуночи, а к 9 утра вы приезжаете в Будапешт. В обратном направлении EN отходит от Пражского вокзала примерно в 4 утра, и также к 9 утра вы попадете в столицу Германии. Этот же поезд довезет до промежуточных станций на маршруте – Братиславы и Вены.

  • Пендолино. Так чехи называют самый быстрый поезд Supercity (SC). Их используют во всех европейских странах. Скорость состава – около 230 км/час. В поезде, как в самолете, подается горячее питание, здесь постоянно доступен интернет, есть розетки для подзарядки телефонов. Пендолино ходит через всю страну – с востока на запад, от Остравы до города Франтишкови-Лазне. К сожалению, Supercity проходит вдали от знаменитого курорта Карловы Вары, поэтому воспользоваться им отдыхающие не смогут.
  • Чешские поезда. На дальние расстояния ходят региональный экспресс EX (Express), а также быстрый поезд R (Rychlik). Они останавливаются на крупных станциях, имеют вагоны первого и второго классов, вагоны-рестораны.

Электрички делятся на скоростные SP (Spesny vlak), которые не делают остановок на небольших станциях, и пригородные поезда Оs (Osobni vlak), что довезут пассажиров до любой самой маленькой станции.

В каких вагонах ездят чехи и гости страны

В Чехии наиболее распространены вагоны с сидячими местами, ведь площадь страны сопоставима с Ленинградской или Тверской областью, а с запада на восток протяженность территории государства всего 450 км.

Практически в любом направлении ехать по Чехии придется не более шести часов.

И все же официально в республике есть три типа вагонов: купейные, плацкартные, общие (как в самолете). Плацкартные можно найти только в ночном поезде EuroNight. Купе бывают первого и второго класса, они одинаковы по предоставляемым удобствам, однако в первом классе едут по два пассажира, а во втором – по три. В каждом купейном отсеке есть столик-трансформер, который быстро меняется на умывальник.

Какие билеты можно приобрести на поезд

Если вы берете билет на поезд местного сообщения, стоит учитывать, что проездные документы могут быть двух видов: йизденка (jizdenka) и мистенка (mistenka). Первый вариант дает право только на проезд, вы входите по нему в вагон и садитесь на любое незанятое место. А вот мистенка предполагает, что определенное место вы резервируете заранее, и оно будет указано в билете. Стоимость такой услуги стоит до 100 крон (около 4 евро).

Если вы сели на свободное место, а потом пришел пассажир с билетом на него, придется вставать, потому что он имеет на него право. Поэтому выгоднее брать билет на сайте Чешской железной дороги, поскольку так определенное место забронируют бесплатно.

Прежде чем приобретать билет, стоит ознакомиться с возможностями сэкономить на проезде.

Групповой билет выходного дня

При путешествии семьей (2 взрослых, 3 детей) в выходные дни удобно взять особый билет на железнодорожный транспорт – Skupinová víkendová jízdenka. Он действует по субботам, воскресеньям и государственным праздникам. На один день билет стоит 800 крон (чуть больше 30 евро), и с ним можно ездить всей семьей по всей стране. Семейный билет по одному региону стоит до 250 крон (10 евро).

Групповой билет

Если вы собираетесь путешествовать группой друзей, при заказе билетов онлайн вам автоматически предложат скидку для группы из 2-5 человек. Стоимость подсчитывается так: 100 % цены за первого пассажира, 75 % – за второго, 50 % – за третьего и остальных.

Дети до 6 лет ездят в поездах бесплатно, пассажирам от 7 до 12 лет полагается скидка 50 %.

Примерная стоимость полного билета: на маршруте Прага-Брно второй класс стоит 199 крон, первый – 455 крон (соответственно 8 и 17 евро); Прага – Карловы Вары — в 153 кроны обойдется место во втором классе, 423 кроны – в первом (6 и 16 евро).

При покупке билета туда и обратно действует скидка 5 %. В кассах принимают кроны, за евро на большинстве станций купить билет невозможно.

Как приобрести электронный билет на сайте CD

Покупка билета онлайн – наиболее выгодный и удобный вариант приобретения проездных документов. Для этого необходимо зайти на сайт железной дороги .

Если знаете английский, лучше сразу нажать справа вверху на кнопку смену языка и пользоваться сайтом на английском.

  1. В правой части страницы отображается форма для заказа билетов: из какого города (From) в какой (to).

2. Если нажать на слово “station”, появится подсказка. Например, закажем билет из Праги в Брно (Praha hl.n. – Brno hl.n.), где буквы Hl.n. обозначают главный вокзал города – эта приписка автоматически выведется в строчках.

3. Далее выберем дату отправления: сегодня (today), завтра (tomorrow), можно также нажать на иконку календаря и указать нужную дату и примерное время отправления. Итак, мы задали параметры поиска на 10.30 утра следующего дня.

4. В соседнем поле указано, что по умолчанию выбран билет на одного взрослого от 26 до 69 лет. Если нажать на стрелочку справа, отобразится форма для добавления других пассажиров.

5. Далее нажимаем внизу зеленую кнопку “Search”. Появляется страница, где выводятся все поезда, которые следуют в Брно в подходящее время. Есть билет стоимостью 219 крон (8 евро) в 10.51 и 119 крон (4 евро) в 11.51.

6. После выбора поезда можно нажать зеленую кнопку с указанной ценой для получения деталей: сколько стоит первый и второй класс.

7. Внизу справа нажимаем “Continue”, и перед нами открывается список дополнительных услуг: бронирование места, провоз велосипеда, животных и прочее. Если в этом нет потребности, ставим галочку напротив “No” и повторно нажимаем на “Continue”.

8. Затем необходимо заполнить сведения о пассажире. Выбираем ID card и вписываем номер заграничного паспорта, в графе “name”, “surname” – имя и фамилию по паспорту. В конце нужно нажать кнопку “Place in your shopping cart” и перейти к оплате билета банковской карточкой.

После успешной транзакции на электронную почту отправляется билет в формате pdf, где указан маршрут путешествия, время отправления и прибытия, стоимость. На распечатанной версии нельзя перегибать штрихкод.

Особенности пользования железными дорогами в Чехии

Тех, кто только начинает путешествовать по Чехии, часто интересуют конкретные советы и подсказки. Оставим несколько рекомендаций по пользованию чешскими железными дорогами:

    • Международный билет действителен только с загранпаспортом, на который он приобретен, является именным, передавать его другим людям запрещено.
    • Билет можно вернуть или обменять в кассах железной дороги хотя бы за день до указанной даты поездки.
    • Международные билеты распечатываются, внутренние достаточно показать проводникам и контролерам в электронном варианте.
    • В каждом вагоне есть план-схема движения с указанием станций.
    • Иногда пассажиры не успевают купить билет, потому что опаздывают. Разрешается зайти в вагон и приобрести проездной документ у проводника (контролера), однако его стоимость увеличится на 40 крон (1,5 евро). К оплате принимают карту, наличные, кроны, евро – то, что есть при себе.
    • Если вы приобрели йизденку (jizdenka) без места, а сесть негде – придется всю дорогу стоять.
    • Велосипед разрешено взять с собой, но нужно доплатить за него до 100 крон (около 4 евро).
    • Маленьких собак и кошек можно везти в переносках бесплатно, а вот за больших псов необходимо заплатить от 15 до 50 крон (до 1,6 евро) и надеть на них намордник.

Заключение

Иностранцы, в частности выходцы из СНГ, с удовольствием пользуются в Чехии таким простым и недорогим транспортом, как железные дороги. Поезда движутся в разных направлениях практически круглосуточно, а вагоны с удобствами сделают путешествие особенно комфортным. Кстати, почти все проводники и работники железнодорожных станций если не говорят, то понимают русский язык, поэтому проблем во время поездок не возникнет.

Железные дороги Чехии: Видео

Поезда и железные дороги в Чехии

Между городами Чехии недорого и удобно можно путешествовать на поездах или автобусах. На этой странице речь пойдет о поездах, об автобусном сообщении читайте нашу отдельную подробную статью “Автобусы в Чехии – цены и маршруты”.

Железнодорожный транспорт имеет некоторые преимущества. Во-первых, поезда по стране следуют регулярно, чего не скажешь про автобусы: их расписание зависит от сезона. Во-вторых, билеты есть всегда (об этой особенности чешских поездов скажем чуть позже). В-третьих, железнодорожный транспорт позволяет сэкономить, предлагая гибкую систему скидок при групповой поездке или при покупке проездного.

Еще одна интересная особенность, что билет действителен на всех поездах оплеченного маршрута, т.е. доехав до какого-либо города на маршруте, можно выйти и погулять в нем, а затем продолжить путешествие с этим же билетом дальше на другом поезде, который следует в вашем направлении. В этой нашей статье мы подробно описали: цены на билеты и варианты сэкономить, типы поездов и вагонов, виды билетов и как их купить быстро, дешего и удобно. Полный гид по чешским железным дорогам. Читайте до конца!

Типы поездов европейского класса

В Чехии по железным дорогам курсируют поезда нескольких типов.

Самый быстрый поезд SC (Supercity). Чехи называют его “Пендолино”, русские смеются без удержки. Такие поезда активно эксплуатируется в странах Европы. В России они следуют только по маршруту «Хельсинки – Санкт-Петербург». Массовое использование в РФ таких поездов запланировано в 2018 году к чемпионату мира по футболу. Состав разгоняется до 230 км/ч.

Читайте также:  Чехия Прага отзывы туристов 2021, зимой, летом

В поездах Supercity (SC) предоставляется горячее питание, есть интернет WiFi и розетки для зарядки гаджетов. В Чехии всего один маршрут поезда Supercity (SC), он проходит с запада страны из города Франтишкови-Лазне на восток через Прагу до города Острава на востоке страны. Отметим, что через Карловы Вары он не проезжает, даже рядом не проходит.

Знаменитые поезда ЕС (EuroCity) в Чехии есть, но они работают только на международных маршрутах. Наиболее популярные направления: в Берлин, Вену, Будапешт.

Еще один скоростной поезд IС (InterCity) аналогично используется на международных рейсах.

Поезда SC (Supercity), ЕС (EuroCity) и IС (InterCity) можно использовать для передвижения по Чехии, но очень ограниченно. Они останавливаются только в крупных городах. Если повезет и в нужный город будет такой поезд, пользуйтесь моментом. Если не будет, не обессудьте.

Поезда SC (Supercity), ЕС (EuroCity) и IС (InterCity) имеют важную особенность. Билет на них покупается строго на определенное место в вагоне.

Через Чехию проходит поезд EuroNight (EN) маршрута “Берлин – Будапешт” (его плацкарт смотрите на фото рядом, кликните на фото для увеличения). Это специальный ночной поезд со спальными местами. Если хотите попасть в Будапешт, то нужно сесть на него в Праге около полуночи, и 9 в утра будете в столице Венгрии. Если едете в Берлин, то садитесь на него в Праге в 4 утра, а уже в 9 утра будете в столице Германии. Также на поезде EuroNight (EN) на этой ветке можно доехать в Братиславу (Словакия) и в Вену (Австрия).

Чешские поезда

Региональный экспресс EX (Express). Следует на дальние расстояния по Чехии и в другие страны, имеет вагоны 2 и 1 класса, вагон-ресторан.

Междугородний быстрый поезд R (Rychlik). Следует на дальние расстояния по стране, останавливаясь на важных станциях, в крупных городах. В таком составе есть вагоны 2-го и 1-го класса и вагон-ресторан, возможен заказ еды в вагоне.

Скоростная пригородная электричка SP (Spesny vlak). Доставляет пассажиров на средние расстояния, не останавливаясь на малых станциях.

Обычная пригородная электричка Оs (Osobni vlak): делает остановки на всех станциях, вагоны преимущественно 2-го класса, хотя встречаются на некоторых направлениях и 1-й класс.

В пригородах чешских городов курсируют двухэтажные электрички (на фото рядом, кликните на фото для увеличения). Подобные поезда есть в Швейцарии, Австрии и Германии. Такие вагоны россиянам в диковинку, их уже можно считать достопримечательностью.

Вагоны оснащены комфортными сидениями, биотуалетами, электронным табло, креплениями для лыж или велосипедов, но за использование таких креплений придется доплатить.

Типы вагонов

В Чехии встречаются три типа вагонов: купе, общие вагоны (самолетного типа) и плацкарт. Последний можно найти только в поездах EuroNight (EN).

Купе 1 и 2 классов одинаковые по удобствам, но отличаются количеством едущих в них пассажиров. В купе 2-го класса едет 3 человека, в купе 1-го класса – 2 пассажира. Каждое купе располагает столиком-трансформером, преобразующимся в умывальник.

Вагоны с сидячими местами встречаются чаще всего, в Чехии просто нет длинных маршрутов. Страна маленькая – около 79 000 квадратных километров, что сравнимо с площадью Ленинградской или Тверской области в России. С запада на восток Чехия простирается всего на 450 километров, все железнодорожные маршруты не занимают больше 6 часов.

Пражское железнодорожное сообщение

Приезжая в Чехию, туристы, как правило, начинают свое путешествие с Праги, перемещаясь затем в другие города страны. В Праге семь ж/д вокзалов и крупных станций. Большинство междугородних поездов отбывает с Hlavni nadrazi (Центральный вокзал).

Остальные вокзалы и крупные станции служат для пригородных электричек. В Пражском регионе насчитывается 27 пригородных направлений, которые образуют систему Esko Praha – это часть транспортной системы Праги.

Здесь курсируют более 80 двухэтажных поездов класса “City Elefant 471”. Управляет транспортной системой Esko Praha группа компаний «Ceske drahy» (Чешские железные дороги, сокращенно CD). CD – государственный монополист железнодорожной сети в Чехии. Пригородные электрички ходят с 4-00 до 23-00, это время примерное, для каждого направлении оно свое.

Типы билетов

На местные поезда билеты бывают двух типов: йизденка (jizdenka) и мистенька (mistenka). Первый билет дает право проезда по определенному маршруту, в вагоне можно сесть на любое свободное место. Второй тип билета подразумевает резервирование определенного сидячего места, это место указано в билете.

Важно! Естественно, возможна ситуация, когда Вы с билетом йизденка сели на свободное место, а это место уже зарезервировано кем-то с билетом мистенька. В этом случае Вас попросят пересесть. Не удивляйтесь, не протестуйте и не устраивайте скандалов, таковы правила.

Наш совет. Покупайте билеты через интернет на сайте Чешских железных дорог, бронирование места в этом случае предоставляется бесплатно. О покупке билетов поговорим чуть позже в этой статье.

Стоимость билетов

Первый важный момент. Билеты покупаются за чешские кроны, и для путешествия поездом придется менять деньги на местную валюту. Читайте наши обзоры: “Валюта Чехии” и “Как менять валюту в Чехии”. На некоторых станциях в кассах принимают евро, но это касается только станций крупных городов. Например, на вокзале Hlavni nadrazi в Праге и на станции Karlovy Vary можно расплатиться в евро, а вот на станции в Кутна Гора нельзя (прим.: состояние на 2017 год).

Примерные цены на билеты:

«Прага-Кутна-Гора» – 89 крон (2 класс) или 140 крон (1 класс);

«Прага-Карловы Вары» – 159 крон (2 класс) или 423 кроны (1 класс);

«Прага–Брно» – 199 крон (2 класс) или 455 крон (1 класс);

«Прага-Пльзень» – 95 крон (2 класс) или 279 крон (1 класс);

Дети до 6 лет в Чехии проезжают в поездах бесплатно, а пассажиры от 7 до 12 лет – с 50-процентной скидкой.

Покупка билетов Online – быстро, удобно и с бонусами

Лучший способ покупки билетов – это официальный сайт Чешских железных дорог – www.cd.cz. Сайт предлагает все типы билетов и бесплатное резервирование места. Хотим предупредить, что сейчас в интернете работает множество сайтов, где билеты продают по явно завышенным ценам, бывает в 2 или 3 раза дороже, чем на официальном сайте.

Большой минус сайта www.cd.cz для россиян – это отсутствие русскоязычной версии. Мы настоятельно рекомендуем пользоваться переводчиком в браузере и английской версией, но ни в коем случае не чешской. В правом верхнем углу сайта есть кнопка переключения языков в виде флага.

Дело в том, что качество автоматического перевода с английского языка вполне удовлетворительное, а качество перевода с чешского просто ужасное, ничего не понятно. На картинке рядом смотрите, как выглядит переведенная автопереводчиком английская версия, кликните на картинку для увеличения. Как видите, результат приемлемый, всё понятно.

Билеты на сайте продаются на ближайшие 62 дня. Выбираете направление, тип билета, поезд, далее оплачиваете кредитной картой. Билет высылается на электронную почту.

Помните важные особенности:

– Билет на международные направления именной. Сесть в вагон сможете только по загранпаспорту, а сам билет нужно распечатать.

– Билет на поезд в пределах Чехии можно не распечатывать, а показать контролеру на экране смартфона или планшета.

– Билет можно вернуть или обменять в кассах хотя бы за день до поездки, но не в день поездки.

– Дополнительных комиссий за оформление билета online на сайте не берут, наоборот, делают небольшую скидку.

Уже при первой покупке сайт начислит бонусные баллы «CD Points Loyalty Programme». Эти баллы можно тратить на покупку билетов на поезд или в Музей железных дорог Чехии. За баллы можно купить памятные тематические сувениры, получите редкие подарки из Чехии, которые нельзя купить за обычные деньги.

Как сэкономить на билетах

– При покупке билета туда-обратно предоставляется скидка 5%.

– Существует групповой билет (Skupinova jizdenka). На группу пассажиров оформляется единый билет. Стоимость рассчитывается следующим образом: 100% цены за первого пассажира из группы, 75% за второго, 50% за третьего и последующих.

– Семейный билет выходного дня (Skupinova vikendova jizdenka или SoNe+). Оформляется на двоих взрослых и до трех детей. В течение выходных можете кататься всей семьей на любых поездах CD за 679 крон. Есть второй вариант этого билета, по которому вдобавок можно без ограничений ездить на автобусах, трамваях и метро Праги, стоит 829 крон.

– Можно купить карту “Kilometricka banka” за 2200 крон. За эти деньги покупаете проезд 2000 километров по железным дорогам Чехии. Получается 1,1 кроны за километр (2 класс) или 1,3 кроны (1 класс). По такой карте могут ехать сразу 3 человека одновременно.

Несколько особенностей поездок на поезде в Чехии

Бывают ситуации, когда не успеваешь купить билет. Тогда смело заходите в вагон, потому что проезд можно оплатить у проводника (на фото слева, кликните на фото для увеличения), они же выполняет функции контролеров. Стоимость билета, купленного в поезде, увеличивается на 40 крон. Расплатиться можно кронами или евро, и даже наличными или картой.

Если на руках билет без места, а свободных мест нет, то придется стоять. Но такая ситуация в чешских поездах встречается крайне редко. В этом случае не беспокойтесь, на следующей остановке кто-нибудь выйдет, место освободится.

Каждый вагон оснащен электронным табло, на котором высвечивается предстоящая остановка и следующие за ней.

Двери во время остановки открывают сами пассажиры или проводник, нажав на зеленую кнопку, расположенную возле двери. Красная кнопка используется для закрытия дверей. Кнопка не срабатывает, если состав в движении.

Совсем недавно на чешских железных дорогах появились составы с игровыми купе для детей. В них есть телевизоры, настольные игры, игрушки. Из трех обычных оборудовали игровые купе. Новшество введено перевозчиком Regiojet (их поезд смотрите на фото рядом, кликните на фото для увеличения), который планирует оснастить свои поезда и детскими кинотеатрами.

Возле названия станций на планах-схемах движения поезда ставится крестик, если остановка не предусматривается. Но она возможна по требованию – Zastavka na znameni (остановка по требованию). В тамбуре вагона нажимаете специальную кнопку, машинист получает сигнал и делает остановку в нужном вам месте.

На станциях можете увидеть значок «перечеркнутый прямоугольник» – это означает, что билеты здесь не продаются.

Советы пассажирам чешских поездов

– На билетах в Чехии не указывается номер платформы. Он высвечивается на мониторах на вокзалах или объявляется за 15-60 минут до отправления.

– Можно взять с собой в вагон велосипед, но придется доплатить 25-75 крон (сумма зависит от дальности поездки). Велосипед может быть рядом с вами как багаж, а может быть сдан в специальный вагон.

– Перевозка маленьких собак и других животных бесплатна, но они должны пребывать в переносных сумках или клетках.

– Большой собаке покупается билет – 15-50 крон. Намордник с нее не снимается всю дорогу, сидеть животное должно на коротком поводке.

– Многие проводники и кассиры понимают по-русски, проблем с общением не возникает. Будьте вежливы и терпеливы – они ответят тем же.

Удачных поездок на чешских поездах, и читайте наши полезные статьи об этой стране (ссылки ниже).

Ссылка на основную публикацию