Уровень безработицы в Чехии в декабре 2019 года вырос, однако по-прежнему остается ниже, чем хза этот же период прошлого года

Тенденции безработицы в России в кризисный период 2014-2015 годов Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костикова Екатерина Константиновна, Покаместов Дмитрий Александрович, Ручкина Дарья Андреевна

Указаны факторы, влияющие на социально-экономическое положение России, детально рассмотрен вопрос, касающийся безработицы в стране. Цель работы выявить слабые стороны развития рынка труда в России. Графически отражена динамика безработицы в РФ в кризисные периоды (2008-2009 и 2014-2015 гг.). Рассмотрены тенденции изменения безработицы по федеральным округам, выявлены причины регионального дисбаланса в уровнях безработицы субъектов. Новизна авторского подхода заключается в прогнозировании уровня безработицы на будущие периоды путем использования экспертных оценок для определения рисков отклонения безработицы от построенного тренда. Также проанализированы данные об уровне безработицы в странах Европы и произведено их сравнение с российскими показателями. На основе проведенного исследования выявлены причины безработицы в России и пути ее снижения, сделаны соответствующие выводы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костикова Екатерина Константиновна, Покаместов Дмитрий Александрович, Ручкина Дарья Андреевна

UNEMPLOYMENT TRENDS DURING ECONOMY CRISIS 2014-2015 IN RUSSIA

The article lists factors affecting the socio-economic situation and questions concerning unemployment in Russia are discussed specifically. The purpose is to identify weak points in the labor market. Visual support reflects the dynamics of unemployment in Russia during economy crisis . Unemployment trends by federal districts, the causes of regional unemployment imbalances are examined. The novelty of the author’s approach is to forecast the unemployment rate for future periods with expert assessments to determine the risk of deviation of unemployment from trend. Data were analyzed in terms of unemployment level in Europe and comparison with Russian indicators was conducted. Based on the research, causes of unemployment in Russia and ways of its decline were discovered. Appropriate conclusions were made.

Текст научной работы на тему «Тенденции безработицы в России в кризисный период 2014-2015 годов»

УДК 331.56 JEL 64

Е. К. Костикова, Д. А. Покаместов, Д. А. Ручкина

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

katrine26.06@gmail.com; di-alex.944@mail.ru; dashaa31@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 2014-2015 ГОДОВ *

Указаны факторы, влияющие на социально-экономическое положение России, детально рассмотрен вопрос, касающийся безработицы в стране. Цель работы – выявить слабые стороны развития рынка труда в России. Графически отражена динамика безработицы в РФ в кризисные периоды (2008-2009 и 2014-2015 гг.). Рассмотрены тенденции изменения безработицы по федеральным округам, выявлены причины регионального дисбаланса в уровнях безработицы субъектов. Новизна авторского подхода заключается в прогнозировании уровня безработицы на будущие периоды путем использования экспертных оценок для определения рисков отклонения безработицы от построенного тренда. Также проанализированы данные об уровне безработицы в странах Европы и произведено их сравнение с российскими показателями. На основе проведенного исследования выявлены причины безработицы в России и пути ее снижения, сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: уровень безработицы, неполная занятость, пособие по безработице, санкции, кризис.

На современном этапе Россия столкнулась с целым рядом социально-экономических проблем, среди которых падение курса рубля по отношению к ключевым мировым валютам; возникновение напряженности в отношениях со странами Европы и США, сопровождающееся взаимным введением санкций, торгового эмбарго на многие виды продукции; обострение конфликта на Украине, непосредственно касающееся нашего государства как в финансовом, так и в социальном аспекте; борьба на территории Сирии с запрещенной в России группировкой Исламское государство; падение покупательной способности населения, сокращения рабочих мест. Наряду с вышесказанным не менее важной проблемой остается рост безработицы в России.

По данным информационного агентства «Росбизнесконсалтинг», в январе 2015 г. многие экономисты прогнозировали значительный рост безработицы, в то время как по официальным прогнозам Минэкономразвития уровень безработицы РФ должен был вырасти с 5,5 % в 2014 г. до 6,4 % в 2015 г. 1 Однако прогнозы не стали реальностью. С началом украинского кризиса уровень безработицы в России не вырос, но и не сократился. По информации Федеральной службы государственной статистики, безработица снижалась до августа 2014 г., но в тради-

* Статья подготовлена на основе доклада авторов на XI Осенней конференции молодых ученых «Актуальные вопросы экономики и социологии», г. Новосибирск, 19-20 октября 2015 г. Доклад был награжден первым местом в конкурсе лучших работ, выполненных студентами вузов. URL: http://smu.ieie.su/events/20-10-15.44.html

1 Число безработных россиян вырастет в 2015 году. URL: http://top.rbc.ru/economics/16/01/2015/54b954119a794 74618845d0f.

Костикова Е. К., Покаместов Д. А., Ручкина Д. А. Тенденции безработицы в России в кризисный период 20142015 годов // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, № 2. С. 34-43.

Мир экономики и управления. 2016. Том 16, № 2 © Е. К. Костикова, Д. А. Покаместов, Д. А. Ручкина, 2016

ционно тяжелый период для экономики России начала активно повышаться и достигла своего пика в марте 2015 г., после чего снова перешла к снижению.

По результатам исследования о проблемах занятости среди населения, проведенного в декабре 2014 г., 4,0 млн человек, или 5,6 % экономически активного населения, классифицировались как безработные по методологии МОТ. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 883 тыс. человек. Уровень безработицы в декабре 2015 г. составил 5,8 %, 1 001 тыс. человек состояли на учете в службах государственной занятости населения.

Если рассмотреть безработицу без сезонного фактора, то можно заметить стабильную тенденцию к росту безработицы с последующим трендом на увеличение, что не может не вызывать опасений у населения (рис. 1).

6,20% 6,00% 5,80% 5,60% 5,40% 5,50% 5,20% 5,00%

Рис. 1. Динамика уровня безработицы в 2015 г Источник: [Занятость и безработица. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b15_01/IssWWW.exe/Stg/d07/3-2.doc; Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2015 года. URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/124.htm; Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Рынок труда в России – предстоящая стагнация или обвал в течение полугода? URL: http://www. forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/IPOL/L-M%202014.pdf]

Рассматривая линию тренда, можно отметить, что в январе 2016 г. уровень безработицы должен был составить 5,8 %. И действительно, по данным бизнес-аналитического портала «QUOTE.RBC.RU» на 18.02.2016, уровень безработицы в первом месяце 2016 г. достиг упомянутой отметки 2.

Следует отметить, что уровень безработицы неравномерно распределен по всей территории России. Можно дифференцировать тенденции уровня безработицы для федерального и регионального уровня. Наихудшая ситуация в региональном разрезе наблюдается в республике Ингушетия – уровень безработицы там составил 30,8 % в декабре 2015. В других субъектах

2 РосБизнесКонсалтинг. Уровень безработицы. URL: http://quote.rbc.ru/macro/indicator/1/214.shtml.

Северо-Кавказского федерального округа (кроме Ставропольского края), а также в Калмыкии, Забайкальском крае, Алтайском крае, Севастополе, республиках Тыва, Бурятия, Алтай и в Ненецком АО уровень безработицы превышает 10 %.

Уровень безработицы в пределах 3 % отмечается в Москве (1,7 %) и Санкт-Петербурге (1,9 %). Только в центральной части России уровень безработицы либо не превышает, либо незначительно выше среднего по стране показателя в 5,8 %. В значительной части субъектов РФ безработица достигает 6-8 % от количества экономически активного населения.

Рис. 2. Динамика уровня безработицы по федеральным округам и РФ 2014-2015 гг. Источник: Федеральная служба государственной статистики. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2015 года. URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/16.htm.

В целом по федеральным округам уровень безработицы составляет 6,5 %. Лидером по росту уровня безработицы является Северо-Кавказский федеральный округ, где на декабрь 2015 г. безработица составила 11,5 %. Абсолютно противоположной является ситуация в Центральном федеральном округе – уровень безработицы держится на уровне 3,5 % (рис. 2). Одной из причин такого регионального различия по уровню безработицы (уровень безработицы в Москве в 18,1 раза ниже, чем в Ингушетии) является слабое развитие отдельных регионов и распределение финансов, большая часть которых уходит в федеральный бюджет. В результате у субъектов РФ отсутствует необходимое количество средств для вложений в развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест. Это очень распространено в республиках Северного Кавказа, где доля молодежи, нуждающаяся в рабочих местах, в структуре населения очень высока (от 20,7 до 34,8 % населения младше трудоспособного возраста). Что касается Сибири и Дальнего Востока, то основной причиной безработицы в этих регионах является высокая удаленность и недостаточное развитие коммуникаций между ними и Центральным экономическим регионом России. В связи с этими факторами экономика регионов развивается крайне низкими темпами. К этому добавляется и наличие по соседству стран с достаточно дешевой рабочей силой и развитыми производствами готовой продукции, что приводит к сырьевой специализации регионов.

Другой причиной регионального дисбаланса в уровне безработицы является экономическая специализация регионов. Критическую ситуацию в сфере занятости можно отметить в регионах, которые специализируются преимущественно на сельском хозяйстве и обрабатывающем производстве одновременно с низкой долей сферы услуг в структуре экономики. Люди мало зарабатывают на жизнь, в связи с чем они покидают родные места и уезжают на заработки в Центральные регионы страны, где имеется для этого больше возможностей.

Безработица в ведущих западных экономиках также является проблемой, причем уже не только последние несколько лет, но и последнее десятилетие. По данным Статистического управления Европейского союза, в декабре 2015 г. безработица в ЕС составила 9,1 %, причем безработица Германии составила 4,5 %, что можно назвать вполне приемлемым показателем, безработица Чехии – 4,6 %, Эстонии – 5,7 %. Однако соседи по Еврозоне не могут похвастаться теми же успехами. Показатели безработицы по Франции и Италии перевалили за 10 % и составили 10,8 и 11,3 % соответственно. Антирекорды поставлены Испанией (21,4 %) и Грецией (24,6 %) 3.

По данным на декабрь 2015 г., уровень безработицы во Франции превысил этот же показатель в России примерно в 2 раза. В целом по Еврозоне, с января по декабрь 2015 г. безработица составила 10,5 %, что значительно выше показателя Российской Федерации 4.

Безусловно, проблемы безработицы сегодня возникают не на пустом месте. Стремительные сокращения сотрудников, связанные с банкротством компаний, а также с невозможностью выплачивать заработные платы, возникают вследствие сложившейся непростой экономической ситуации. Если говорить о том, что сейчас происходит в России, то следует обратиться к причинам кризиса 2008-2009 гг., так как на данный момент мы имеем преимущественно те же самые проблемы, что и несколько лет назад. Сегодня особенно остро стоит вопрос, связанный с падением цен на нефть, а также ослаблением рубля, из-за чего неизбежно возникает невозможность своевременной выплаты кредитов, которые были взяты в валюте. Россия – страна, бюджет которой опирается на продажу энергетики, поэтому в кризисной ситуации не представляется возможным оставлять данный вопрос без определенных коррективов, потому как кризис в России затянулся, а нефть не дорожает, как надеялись многие, а, наоборот, стремительно дешевеет (рис. 3). Даже возможная приватизация крупных государственных компаний вряд ли принесет бюджету столько денег, сколько необходимо для дальнейшего стабильного функционирования. Во многом на благосостояние граждан России повлияла политика Центрального банка России, которая привела к значительно большей девальвации рубля, чем во время кризиса 2008-2009 гг.

Естественным решением для многих компаний в кризисный период стало сокращение штата сотрудников, снижение производственных мощностей в период падения покупательского спроса. Согласно данным всемирной ведущей компании по специализированному подбору персонала Hays, многие нефтяные компании мира были вынуждены сократить штат своих сотрудников (250 тыс. работников) и при необходимости планируют продолжить это в дальнейшем 5. Лидеры российского нефтегазового рынка «Газпром» и «Лукойл» заявили, что в 2016 г. не планируют сокращение штата, но и не собираются нанимать новых сотрудников.

Читайте также:  Чешское правительство собирается наложить запрет на авиасообщение с Китаем

Рассмотрим ситуацию с безработицей в России в кризис 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг.

3 Евростат. Статистика уровня безработицы. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Unem-ployment_statistics; Уровень безработицы в странах Европы. URL: http://www.vestifinance.ru/infographics/5802.

4 Business Insider: Безработных в России все меньше.ЦКЬ: http://mssian.rt.com/inotv/2015-08-21/Business-Insider-Bezrabotnih-v-Rossii; Евростат. Статистика уровня безработицы. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php/Unemployment_statistics; Федеральная служба государственной статистики. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2015 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/16.htm; Финмаркет. Безработица в еврозоне в ноябре снизилась до 10,5 %, в ЕС – до 9,1 %. URL: http://www.finmarket.ru/database/ news/4194259.

5 РБК. Нефтяникам предсказали дефицит кадров хуже, чем в 1980-х. URL: http://www.rbc.ru/economics/27/01/20 16/56a8f2239a79477c9df39374.

Рис. 3. Динамика цен на нефть Brent 2015-2016. Источник: Яндекс новости. Динамика цен на нефть Brent.

Рис. 4. Изменение уровня безработицы во время кризиса 2008-2009 гг. и в 2014-2015 гг., по данным Федеральной службы государственной статистики и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Источник: Занятость и безработица. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_01/Isswww.exe/Stg/d07/3-2.doc; Занятость и безработица в Российской Федерации в мае 2015 года. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/ d05/124.htm; Труд и занятость в РФ 2015. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_36/Main.htm; Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Рынок труда в России – предстоящая стагнация или обвал в течение полугода? URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/IPOL/L-M%202014.pdf

В 2008-2009 гг., как и в 2014 г., изменение уровня безработицы в сторону повышения наблюдалось после постепенного понижения уровня безработицы и достигало пиковых значений в начале года в связи с тем, что сезонная безработица сталкивалась с негативными тенденциями, характерными для кризисной ситуации (сокращения штатов, банкротство компаний).

Различия в темпах роста безработицы могут быть связаны с определенными управленческими решениями государства (внедрение программ по борьбе с безработицей), а также с ростом скрытой безработицы, которая не отражается в отчетах Федеральной службы государственной статистики. Скорее всего, вероятен именно второй вариант, потому как всегда присутствует определенный временной лаг между началом реализации управленческих решений и эффектом, который они дают, так как основой комплекса мер по борьбе с безработицей в России является профессиональная переподготовка специалистов, которая занимает длительное время и не гарантирует моментального устройства на работу.

Кроме того, в России наблюдаются и неблагоприятные процессы в сфере демографии организаций, банкротств и задолженностей организаций по заработной плате, что непосредственно связано с теми убытками, которые несут компании. Все эти факторы в целом влияют на повышение безработицы именно за счет скрытой безработицы.

В октябре 2015 г. заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости М. Паршин заявил, что имеющийся на тот момент уровень безработицы оказался примерно вдвое ниже показателя периода 2008-2009 гг. (рис. 4). Сегодня наблюдается тенденция снижения спроса на труд – сокращение числа вакансий, в том числе вакансий, заявленных в государственных службах занятости населения РФ, почти в два раза (рис. 5).

«Отбить потери прошлого года»: реальные располагаемые доходы россиян выросли на 6,8% в II квартале

С апреля по июнь 2021 года реальные располагаемые денежные доходы россиян выросли на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Об этом свидетельствуют материалы Росстата.

Как уточнили в ведомстве, реальные располагаемые денежные доходы — это доходы граждан за вычетом обязательных платежей (налогов, сборов, процентов по кредитам), скорректированные на инфляцию.

В последний раз рост показателя можно было наблюдать ещё в I квартале 2020 года — на 1,9%. При этом уже в II квартале в результате начала пандемии коронавируса и спада в экономике значение опустилось сразу на 7,1%.

Всего же по итогам прошлого года реальные доходы россиян просели на 2,8%. Между тем, согласно оценке Минэкономразвития, в 2021-м показатель увеличится на 3%. Прогнозируемые темпы роста могут стать самыми высокими за последние восемь лет.

«Рост реальных доходов по итогам года будет носить компенсационный характер. Ситуация будет зависеть от ситуации с коронавирусом, но при нормальном маршруте COVID-19 мы отобьём потери прошлого года», — отметил в разговоре с RT директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Как напомнил специалист, в II квартале 2020 года многие предприятия временно закрылись, а работа сферы услуг была «фактически поставлена на паузу». В результате часть населения перестала зарабатывать, что негативно отразилось на реальных доходах.

Тем не менее в настоящий момент основная часть жёстких карантинных мер в России уже отменена, за исключением некоторых точечных ограничений в ряде регионов. На этом фоне экономика начинает постепенно работать «в полную силу», отметил Остапкович.

«Таким образом, предприниматели могут нанять больше новых сотрудников и повысить зарплату текущим работникам. Наблюдается рост занятости населения. Эти факторы позитивно влияют на статистику по доходам», — пояснил экономист.

По данным Центробанка, в июне экономика России вернулась к докризисному уровню. Более того, потенциал восстановления ещё не исчерпан и до конца года уровень активности в стране продолжит расти, отмечают в Министерстве экономического развития.

Безработица, в свою очередь, также почти вернулась к допандемийному уровню. По данным Росстата, в результате последствий COVID-19 с января по август 2020 года доля безработных граждан трудоспособного возраста выросла с 4,7% до 6,4% — максимального уровня за восемь лет. Впрочем, уже в декабре значение опустилось до 5,9%, а в июне 2021-го составило 4,8%.

По словам Георгия Остапковича, ситуация в сфере занятости улучшается, поскольку сегодня все отрасли экономики вышли из фазы стагнации. При этом лучше всего дела обстоят в обрабатывающей промышленности, отмечает специалист.

«Это хороший знак для экономики. Во-первых, на долю промышленности у нас приходится до 30% ВВП. Во-вторых, обрабатывающее производство в настоящее время — это наиболее инновационная отрасль. Здесь задействованы самые высококвалифицированные кадры, поэтому во многом и наблюдается быстрый рост доходов. Таким сотрудникам надо больше платить», — подчеркнул эксперт.

Определяющим фактором для дальнейшей динамики показателя реальных располагаемых доходов россиян будет уровень инфляции в России. Об этом в беседе с RT рассказал первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал.

Отметим, что в июне 2021 года потребительские цены в России выросли на 6,5% в сравнении с аналогичным периодом 2020-го. Достигнутый уровень годовой инфляции стал максимальным за почти пять лет. При этом, согласно подсчётам Центробанка, по итогам года значение составит 5,7—6,2%.

«Как следует из материалов Росстата, номинальная начисленная зарплата в среднем по России с января по май составила 53,7 тыс. рублей. Это на 8,8% больше, чем в тот же период прошлого года. Однако в реальном выражении за счёт растущей инфляции зарплаты населения увеличились лишь на 3%», — отметил Павел Сигал.

Тем не менее даже относительно невысокий рост реальных доходов граждан будет оставаться позитивным фактором для экономики и населения, считает Георгий Остапкович. По его словам, такая динамика говорит об увеличении потребительского спроса, что благотворно сказывается на уровне потребления в стране и приводит к росту производимых товаров и услуг.

«Всё это приводит росту ВВП и, самое главное, улучшает качество и уровень жизни населения. Чем лучше живут люди, тем более качественно они выполняют свою работу, что и способствует развитию экономики в конечном итоге», — заключил эксперт.

В АТОР подвели предварительные итоги летнего туристического сезона в 2021 году

Общий прирост российского турпотока на выездных направлениях в АТОР оценивают предварительно в +10-15% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Внутренний туризм, также по предварительной оценке, не дотянет до показателей 2019 года около 10% – прежде всего из-за беспрецедентных ограничений для туристов в Краснодарском крае.

В ТАСС 4 августа прошла прошла пресс-конференция исполнительного директора Ассоциации туроператоров (АТОР) Майи Ломидзе, в ходе которой были озвучены некоторые предварительные итоги летнего сезона 2021 года по внутренним и выездным направлениям. Основные тезисы – далее.

ДОСТИЖИМЫ ЛИ ДОПАНДЕМИЙНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ?

Предварительно можно считать сезон удавшимся. Спрос по большинству внутренних направлений превысил показатели 2020 года. По предварительной оценке АТОР, в этом году внутренний турпоток достигнет 90% от уровня 2019 года.

«Допандемийные показатели во внутреннем турпотоке могли бы быть достигнуты, если бы не ограничения в Краснодарском крае, которые «уронили» бронирования высокого сезона в самом популярном у туристов регионе Юга России», – отметили в АТОР.

По выездному туризму прирост в АТОР предварительно оценивают +10-15% по отношению к 2020 году. В этом году открыто больше направлений, чем в прошлом. Прирост мог бы быть больше, если бы не закрытие Турции весной и в начале лета 2021 года и не существенные ограничения в перевозке (фактически чартеры могут летать только в Турцию и Албанию).

По оценке АТОР, средняя стоимость отдыха во всех сегментах (внутренний, выездной, внутренний туризм) выросла в 2021 году в районе 25% от допандемийных показателей (хотя есть и исключения – например, ряд отелей Турции оставил цены на прежнем уровне).

НИЗКАЯ ГЛУБИНА БРОНИРОВАНИЯ И КРЕН ПРОДАЖ В СТОРОНУ ЛЮКСА

У российских туристов – как в отношении внутренних, так и зарубежных направлений, сохраняется и закрепилась модель потребительского поведения, при которой глубина бронирования составляет 2-4 недели. Бронировать на несколько месяцев вперед, как до пандемии, они более не готовы.

По словам г-жи Ломидзе, такая тенденция сохранится вплоть до начала следующего года, даже если пандемийные риски исчезнут. «Страх, что что-то опять закроется или поменяют правила въезда, засел в голове туристов прочно и надолго», – резюмировала она.

Вторая яркая тенденция летнего сезона 2021 года – это явный крен продаж в сторону дорогого и премиального сегментов.

«На этом фоне понятно, почему покупают больше премиальных и люксовых туров. У массового туриста стало меньше денег из-за пандемии, он ограничен в выборе, тем более что такое явление, как «горящие туры» попросту исчезло. В то же время, обеспеченные граждане, чьи доходы сохранились или выросли, более свободно сейчас распоряжаются своими деньгами, их доля на рынке выросла», – пояснила исполнительный директор АТОР.

Наконец, третья тенденция – стремление туристов любым способом подстраховаться и минимизировать возможные потери (покупают возвратные билеты, берут страховки от невыезда и пр.).

НАДО ПЕРЕСТАТЬ ЖДАТЬ КОНЦА ПАНДЕМИИ – ЕГО НЕ ВИДНО

При всем росте стоимости отдыха, отметила Майя Ломидзе, доходность российской туриндустрии существенно ниже, чем до пандемии. Объясняется это тем, что спрос восстановлен далеко не полностью, не открыты множество массовых направлений, а турпоток по многим открытым ограничен.

Маржинальность внутреннего туризма низка, а въездного туризма в Россию также по-прежнему нет. Не урегулирован пока и вопрос с «вакцинными турами» в Россию: массово пока прививаться к нам не едут, возможно этот вопрос решится с выходом вакцинации внутри страны на плановые показатели.

«Как итог: туристическая отрасль все еще находится в состоянии выживания. Поэтому мы направили свои предложения во Всемирную туристскую организацию при ООН, а также ряду туристических ассоциаций ведущих стран. Мы предлагаем принять вирус как данность, не ждать окончания пандемии и начать восстанавливать международный туризм уже сейчас. Принять единый подход к правилам въезда невакцинированных и переболевших туристов, взаимно признать все вакцины, независимо от страны их производства и освободить вакцинированных туристов от ограничений», – рассказала Майя Ломидзе

Читайте также:  В Старый Город Праги вероятно вернется Марианская колонна

ОБ ОТКРЫТИИ РЕЙСОВ В ЕГИПЕТ

«Открытие прямых рейсов на курорты Египта стало одним из двух главных сюрпризов летнего туристического сезона 2021 года. И главное – сюрпризом приятным. Тем не менее, радость от него не столь велика, как ожидалась: из-за ограничения перевозки только регулярными рейсами и только из Москвы цены на Египет пока далеки от ожидаемых. Средняя стоимость путевки на двоих в отель 4* на все включено составляет около 80 тыс. рублей. Но и на разрешенные регулярные рейсы, как мы прогнозируем, будет высокий спрос – он был хорошим даже тогда, когда туристы ехали в Хургаду и Шарм-эль-Шейх через Каир», – отметила исполнительный директор АТОР.

При этом, полагают в АТОР, даже если в сентябре в Египет разрешат чартеры и расширится география разрешенных городов вылета, то даже при высоком спросе показатели 2015 года по российскому турпотоку в Египет (2,3 млн туристов) в 2021 году достигнуты не будут.

О СПРОСЕ НА ТУРЦИЮ

Турция по итогам года по-прежнему останется направлением номер 1, лидером в выездном туризме из России с большим отрывом от всех конкурентов. Сейчас, тем не менее, спрос на Турцию в целом ниже по сравнению с 2019 годом на 25%.

«Возможно динамика была бы гораздо лучше, если бы Турция не была закрыта в апреле – июне и не было бы фейковых вбросов о мнимом закрытии страны для россиян летом. Но сам факт, что самое дешевое, массовое и доступное выездное направление этим летом пока не показало колоссального прорыва по объемам турпотока, говорит о том, что кризис на туристическом рынке далеко не закончился». – подчеркнула Майя Ломидзе.

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

По данным АТОР, беспрецедентные ограничения для внутренних туристов в Краснодарском крае ситали вторым – и на этот раз неприятным, сюрпризом сезона. Они строже, чем для въезда в зарубежные страны. Это уже привело к тому, что объемы продаж туров на курорты региона в августе-сентябре упали в пять и более раз. Некоторые отели в августе в крае вообще закрываются и переселяют туристов в другие объекты. Отели пытаются как-то привлечь новых туристов, в итоге цены на курортах Кубани в среднем снизились на 10-20%, но это пока не помогает новым продажам.

«После всех «смягчений» условия в Краснодарском крае для заселения в отели взрослых туристов остались неподходящими для основной массы туристов. Приехать на отдых и первым делом бежать не на море, а искать пункт вакцинации? Как вы понимаете, таких фанатиков мало», – заключила исполнительный директор АТОР.

По ее словам, чтобы восстановить нормальный турпоток в Краснодарский край, необходимо, как это ранее просили губернатора и АТОР, и лично глава Ростуризма, дать туристам альтернативу в виде возможности приезжать с ПЦР-тестами.

КТО ЕЩЕ ИЗ РЕГИОНОВ БУДЕТ В СПИСКЕ ЛИДЕРОВ ПО ИТОГАМ ЛЕТА

Лидером по объему внутреннего турпотока останется Краснодарский край. Второе место займет Крым. На него частично сместился сместился спрос в результате ограничений в соседнем регионе и сезон 2021 года в Крыму будет рекордным, превышающим допандемийные показатели.

Кроме этого, высокий интерес туристы проявляют летом к Санкт-Петербургу и Ленобласти, курортам Калининградской области. Показатели турпотока на Сахалин и в Бурятию благодаря чартерным программам TUI Россия также обещают быть позитивными.

С 2021 году в столице Чехии студенты смогут обучаться в экологической «школе будущего»

  • О нас
  • Новости
  • Рубрики
  • Наши проекты
  • Карта проектов
  • Контакты
  • Партнерам
  • Журнал
  • Клуб друзей EdExpert
  • Подписка
  • Архив
  • СПЕЦПРОЕКТ СБИТЬ «КОРОНУ»!
  • Проверено EdExpert
  • Добрый знак
  • 40 лет LEGO EDUCATION
  • Startup City Challenge
  • Фестиваль-игра «Столица будущего»
  • Технологии
  • Кейсы
  • Смыслы
  • Аналитика
  • Консалтинг
  • Стартапы
  • Школы
  • Колледжи
  • Спецвыпуск

Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — государственная бюджетная организация

Директор — Алексей Голубицкий

Количество обучающихся — 2330

Местонахождение — Калининградская область, пос. Большое Исаково, isakovo-shkola.ru/

Во-вторых, мы стараемся привнести в рутинную и систематическую работу школьника элементы игры. И третье — мы мотивируем открытостью. Все этапы проектной работы проходят во взаимодействии с другими школами, другими учениками, и так формируется пространство общения, где можно обсудить свои идеи, получить обратную связь.

Самое сложное — изменить культуру школы так, чтобы исследовательская работа и проектирование стали нормой. Культура — это всегда герои и истории. Почему в 70-е годы прошлого века почти все хотели стать космонавтами? Потому что была история первого полета в космос и конкретный герой — Юрий Гагарин.

Принцип соавторства — один из главных. С самого начала мы для себя поставили задачу строить школу не для детей, а вместе с детьми. Даже при самой продуманной организации процессов в школе, основанной на опыте коллег и лучших педагогических идеях, все равно для каждого ученика нужны особенные условия. Мы можем даже не догадываться о том, какие это условия и какие потребности мы не учли. Поэтому мы позволяем детям участвовать в создании образовательной среды, быть соавторами школы.

Кейсов соавторства очень много. Однажды в 10-й класс пришла Катя Пономарева и объявила, что у нее свои планы на жизнь и в них не входит учеба в старшей школе на протяжении двух лет. Мы сформировали индивидуальный план, в соответствии с которым эта талантливая и работоспособная ученица за первые полгода закончила 10-й класс, за вторые — 11-й. Она блестяще сдала итоговую аттестацию и получила бы сто баллов, если бы училась два года. Но ее запрос был другой, а баллы в районе 90 вполне ее устраивали.

Еще пример. У нас мультипрофильные классы, у каждого свое расписание, свой набор предметов и свой уровень их освоения. Вероятность ошибки при составлении такого расписания велика: одно дело просчитать учебный план для класса, а другое — для каждого ребенка. Ошибка в количестве профильных предметов или учебных часов может грозить ребенку недопуском к аттестации.

Сочувствуя нашим мучениям, старшеклассник Егор Чупин разработал IT-решение для составления учебных планов. Созданная им программа запатентована и продается, ее используют уже более 20 школ в девяти регионах.

Для нас объект управления — это не образовательная организация, а образовательная программа конкретного ребенка, поэтому возможности партнерства с другими образовательными организациями мы используем настолько полно, насколько позволяет действующее законодательство. Мы хорошо осознаем, что школа, какие бы квалифицированные и талантливые учителя в ней ни работали, как бы хорошо ни была она оснащена, не может дать все и каждому.

Поэтому в зависимости от специфики траектории ученика — академической или неакадемической — мы включаем в реализацию образовательной программы школьника сетевых партнеров. В колледж-классах «Школы будущего» ученик в течение пяти дней изучает общеобразовательные дисциплины, оставаясь в привычном окружении, с учителями и одноклассниками. По субботам в колледже он получает ту часть содержания образования, которая составляет академическую разницу между колледжем и школой. Таким образом, старшеклассник имеет доступ к ресурсам, с одной стороны, колледжа, с другой — школы. В конце 11-го класса он может перейти на третий курс колледжа, не сдавая ЕГЭ. Или передумать, сдать ЕГЭ и поступить в вуз.

Если мы говорим об академической траектории старшеклассника и о подготовке к вузу, то тут не обойтись без самих вузов. Практикум по химии у старшеклассников, которые связывают будущее с этим предметом, проходит на базе химической лаборатории Балтийского федерального университета, а, например, практическое погружение по физике — на базе Московского энергетического института.

Старшекласснику необходима проба себя в качестве студента. Он должен зайти в аудитории, ощутить атмосферу университетской жизни. Он должен увидеть настоящих студентов, преподавателей, у которых ему предстоит учиться. Даже если бы у нас было многомиллионное оборудование в школе и все возможности вуза, мы все равно стремились бы к сотрудничеству с университетами для того, чтобы расширить кругозор, обеспечить социализацию будущих студентов.

Вузы и колледжи включаются в совместную работу со школой охотно, воспринимая ее как шанс получить не только хорошо подготовленных абитуриентов, но и познакомить их с культурой образовательной организации, подходами к обучению. Школьник, погрузившись в среду профессиональной организации, с большей долей вероятности захочет поступить именно туда. Наш опыт это подтверждает: в 7−8-х классах ученики «Школы будущего» включаются в систему профессиональных проб на базе партнерских колледжей, и часть выпускников 9-го класса осознанно поступают в эти колледжи.

Один из самых сильных комплиментов, который я когда-либо получал, — короткий ответ первокурсника на вопрос: «Как у тебя дела в вузе?» Бывший ученик сказал, что разницы особой и не заметил. Такие же пары, такая же необходимость писать курсовые работы, не вызывающая особого напряжения. Такая же необходимость выбирать курсы, самостоятельно управлять учебной деятельностью.

Такой ответ ученика — важный результат нашей работы, учитывая, что многое из перечисленного для среднестатистического школьника нередко составляет проблему — проблему перехода в другую среду, другую систему требований.

Для нас важно не только делиться опытом, но и получать обратную связь, систематизировать ее и формировать новое видение. Именно рассказывая, отвечая на уточняющие вопросы, можно углубить процесс собственного развития, увидеть собственную практику в новом свете. Во время стажировки мы рассмотрим три основания, на которых «стоит» наша старшая школа:

  • практики индивидуализации образования;
  • сетевое взаимодействие: как найти ресурсы за пределами школы, как сделать так, чтобы школой для учеников стал весь мир;
  • опыт проектной и исследовательской деятельности: как сделать так, чтобы любой ученик, пришедший в 10-й класс, смог достойно завершить этот этап.

Какой будет школа будущего?

Современная школа перестала устраивать родителей и самих учеников. Все более очевидным становится необходимость изменения существующей образовательной системы. На основе профессиональных мнений мы представили, какой должна быть школа будущего, чтобы потребности учеников, родителей и педагогов были удовлетворены.

Проблемы современной школы

Многие родители жалуются на низкое качество школьного образования. При этом называется перечень проблем, которые кажутся наиболее существенными и требуют обязательного решения.

Все предметы равны

В современном школьном образовании все предметы преподаются на одинаково высоком уровне. При этом не учитываются склонности и интересы отдельных учеников. Каждый учитель считает свой предмет самым главным и ставит порой невыполнимые задачи.

Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые (то есть, те, с которыми ученики планируют связать свое будущее) у них не остается необходимых ресурсов.

Рейтинг школы

Все школы участвуют в рейтинговой системе. Многие показатели, в том числе средний балл учащихся и результаты ЕГЭ, имеют значение в установлении рейтинга, который, в свою очередь, влияет на преференции школы. При этом очень часто оценки не соответствуют реальным знаниям. Ученикам и их родителям довольно сложно ориентироваться в абстрактных баллах полученных на экзаменах, благо сегодня существуют сервисы, которые помогают, например, переводить баллы ЕГЭ по математике в 2021 году.

Бюрократия

Как и во многих других сферах, в образовании есть существенная проблема – бюрократия. С первого класса от ребенка требуют соблюдать стандарты оформления дневника и тетрадей: «четыре клетки вправо», «отступить две строчки» и т.д. Учителя сталкиваются с подобными требованиями при заполнении журналов, планов и прочей документации.

Читайте также:  К лидерам каких стран испытывают доверие граждане Чехии

Молодые специалисты буквально тонут в рутине и канцелярщине. На все это уходит много времени и внимания, которое можно было бы потратить на что-то действительно полезное и нужное.

Лидеры и отстающие

В современной школе абсолютно разные ученики учатся вместе. Одни быстро схватывают программу и скучают на уроках, другие плохо усваивают материал и пребывают в постоянном стрессе. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся.

‍Недостаточная продолжительность уроков

За 45 минут учитель не успевает выполнить все запланированное. Почти половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально.

‍Слишком объемные домашние задания

‍Нередко ученики засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна. Учителя вынуждены задавать большой объем работы на дом, а также весь материал, который не успели пройти на уроке. В итоге дети устают и поздно ложатся спать, что не самым лучшим образом отражается на здоровье, внимании и самочувствии.

Устаревшие методики

Педагогам в возрасте сложно принять новые методы работы. Они испытывают трудности с электронным документооборотом, многие демонстративно выражают неудовлетворенность работой и жизнью в целом. При этом они не хотят разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, которых так не хватает в современных школах.

Школьные здания

Дети, обучающиеся в ровных, симметричных и неуникальных школьных зданиях, буквально вынуждены чувствовать себя не полноценными и индивидуальными людьми, а «фабричными заготовками», которые обрабатываются взрослыми. Такие школы не позволяют детям развивать выдающиеся особенности своей личности и таланты.

Из перечисленных недостатков можно понять, что реформирование современной школьной системы – необходимость, продиктованная реалиями сегодняшнего дня. Причем внедрять изменения требуется в основополагающие принципы школьного обучения. Этот процесс будет долгим и, возможно, болезненным для некоторых его участников, но все же, очень важным.

Психологические особенности современного школьника

Современный ученик – это ученик с совершенно новым мышлением и мировоззрением. Нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий.

Сегодня ученикам ничего не стоит зайти в Интернет и найти там всю интересующую информацию. И в то же время многие навыки, которыми обладали предшествующие поколения, современным детям и подросткам уже не свойственны.

Важно отметить и то, что уже в школьном возрасте у учеников формируется моральное сознание и жизненная позиция, однако для окончательного ее становления им не хватает гражданского и социального опыта. При этом важнейшим фактором развития личности является самосознание. Современный социум оказывает существенное влияние на формирование мышления школьников.

Еще одна особенность современного школьника состоит в формировании клипового мышления (особенности современного человека воспринимать информацию образно, через отрывки новостей, короткие трансляции, заголовки в СМИ). Школьнику с клиповым мышлением присущи следующие признаки:

  1. Скудные эмоции.
  2. Невозможность проявить эмпатию.
  3. Поспешность суждений и выводов.
  4. Бедность словарного запаса.
  5. Трудности с запоминанием.

В дальнейшем такие ученики не смогут системно мыслить, системно воспринимать информацию и выстраивать свою речь. Клиповое мышление подразумевает упрощение глубины материала.

Многие исследователи считают, что это своего рода защитная реакция организма на избыток информации. Но поскольку это тот вектор в развитии отношений человека с информацией, который никуда не исчезнет, его следует учитывать и в построении школьных программ.

Концепция школы будущего

После определения основных проблем и изучения психологических особенностей современного школьника, следует перейти к составлению собирательного образа школы будущего.

Здание школы

Начнем, пожалуй, с того, как будет выглядеть школа будущего. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер. Школа будущего должна быть яркой, оригинальной и комфортной, где дети смогут развивать свою индивидуальность и творчество.

Здание следует разделить на отдельные блоки для начальных, средних и старших классов. Начальная школа будущего должна быть оборудована живым уголком и игровой комнатой, корпуса для среднего и старшего звена – концертным, танцевальным и спортивным залом, стадионом, лекционной аудиторией, различными лабораториями.

В каждом классе должно быть современное оборудование. Всем учащимся необходимо обеспечить индивидуальные современные компьютеры с доступом в Интернет. Школа должна иметь собственный издательский центр, медиатеку, фото- и киностудию. Обязательно наличие медицинского блока.

Задачи учителей

Педагогический коллектив должен создать комфортные условия для учеников в школе, где они смогут проявлять и реализовывать свои способности и таланты. Учебный материал должен постоянно обновляться, вместо устаревшей и ненужной информации требуется добавлять актуальную и интересную.

Также необходимо уделять внимание психологической подготовленности учителей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности.

Очень важно постоянно взаимодействовать с детьми, общаться с ними, просить высказать свое мнение. Педагог должен как можно чаще задавать вопрос на уроке: «А что ты думаешь по этому поводу?».

Образовательная среда

Образовательная среда школы будущего должна соответствовать следующим критериям:

  1. Адаптивность. Обеспечение своевременного реагирования школы на внешние изменения.
  2. Каждый ученик должен быть автором образовательного процесса, в котором приоритетными будут духовные ценности.
  3. Технологичность. Только при помощи новых гуманитарных и информационных технологий может быть достигнут гарантированный результат.
  4. Инновационность, динамичность, обновляемость. Это необходимо для обеспечения качественного образования в постоянно изменяющейся социокультурной среде.
  5. Комфорт и оптимистичность. Каждый ребенок должен обучаться в такой обстановке, где он сможет проявить свои индивидуальные способности и возможности.
  6. Открытость. Должен использоваться педагогический потенциал родителей, партнеров школы, а также окружающей среды.

Важнейшим условием образования в современной школе должен стать переход от парадигмы обучения к парадигме самореализации и самоопределения. При этом учитель должен выступать не в роли «родителя», а в роли социального и творческого партнера

Методы обучения

Методы обучения в школе будущего должны быть неразрывно связаны с освоением новых технологий. На сегодняшний день ситуация в школах с внедрением информационных технологий остается печальной – всего 17 из 42 тысяч российских школ имеют доступ к высокоскоростному интернету. Далеко не все учителя умеют пользоваться компьютерами и интерактивными досками. А между тем, освоение новых технологий является необходимостью не только для современных детей и подростков.

Для повышения квалификации учителей и специалистов любых других профессий, существуют центры повышения квалификации. Такие центры помогают поддерживать высокий уровень профессиональной подготовки, овладевать новыми умениями, а так же осваивать новые профессии. Расписание семинаров одного их таких центров: https://edualt.ru/raspisanie-seminarov

Интерактивные тренажеры

В школе будущего возможно применение интерактивных тренажеров. Уже сегодня есть разработки таких компьютеров, которые автоматически проверяют задания, ставят отметки и, конечно же, обучают. Ученик может без помощи учителя научиться играть на пианино, усвоить урок истории, послушать стихи и различную информацию.

Световая панель и экран предусматривает мгновенную обратную связь, причем объективную и деликатную. Компьютер в считанные секунды обрабатывает информацию об ученике, его настроении, скорости реакции, продуктивности и физическом самочувствии в конкретный момент. На основе этого тренажер выстраивает гибкую программу с учетом интересов и трудностей ученика.

Будут применяться современные пособия, которые помогают ученикам освоить сложные предметы или понятия. Например, для наглядного изучения простых математических действий или решения равенств отлично подойдут учебные весы, а для лучшего запоминания географических названий и их расположения — интерактивный глобус.

Компьютер возьмет на себя всю рутинную работу учителя: обучение новому, проверка знаний, обратную связь. Самому педагогу останется только контролировать динамику ребенка по отчетам компьютера, давать необходимые консультации и обсуждать прогресс ученика.

Обучение при помощи интерактивных тренажеров — это то, благодаря чему школа будущего станет гораздо эффективнее.

Дистанционное обучение

Если до 2020 года форматы и способы дистанционного обучения разрабатывались лишь теоретически, с началом пандемии коронавируса, захватившей нашу планету в начале 2020 года, вопрос дистанционного обучения, человечеству пришлось решать на практике и в срочном порядке.

«Во всем мире лишь половина учителей уверенно используют современные технологии в обучении. В России же почти две трети педагогов уверенно применяют на уроках информационно-компьютерные технологии. По итогам пандемии Россия входит в число 6 лучших стран по качеству проектной работы на уроках, использованию информационных технологий в школе и по взаимодействию в этих вопросах педагогов и учеников».

Андреас Шляйхер, глава Директората по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития.

Однако, несмотря на неплохие показатели Российских школ и ВУЗов, сами учащиеся остались не очень довольными новым форматом обучения. Так, по данным Министерства науки и высшего образования, в России всего 14% студентов ответили, что удовлетворены дистанционным обучением. По другим опросам, 64% родителей утверждают, что ребенку учиться на дому нравится меньше. Это объясняется, в первую очередь, нехваткой общения с одноклассниками.

Несмотря на некоторые негативные стороны удалённого образования, такой формат уже стал реальностью и забывать о его плюсах тоже не стоит.

Благодаря дистанционным урокам ученики могут получать новые знания даже тогда, когда по тем или иным причинам они не могут посещать школу. И если раньше процесс обучения мог прерваться на недели, а то и месяцы, а ребенку затем приходилось наверстывать упущенное, то сегодня получение знаний дистанционным способом позволяет избежать таких провалов.

Формат дистанционного обучения возможно реализовать не только посредством видеоконференции или чата. Вполне вероятно в будущем можно будет «присутствовать» на занятиях, используя VR-технологии Виртуальная реальность — созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени. , которые получают все большее распространение в последнее время.

Помимо инновационных технологий, в школе будущего не обойтись и без уроков, где будет присутствовать живое общение: спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции, безусловно, должны занимать свое место в жизни школьников.

Школа будущего: реальность или утопия?

Обобщив вышесказанное, можно определить девиз школы будущего словами В. А. Сухомлинского:

«Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу!». В школе ребенку должно быть комфортно, уютно, здесь он должен чувствовать себя успешным и независимым.

Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Он должен стать координатором информационного потока, но для этого учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании, чтобы общаться с ребенком на одном языке.

В традиционную схему «учитель-ученик-учебник» введено новое звено – «компьютер», без которого невозможно представить себе современную школу и, конечно же, школу будущего. Глупо бояться и избегать использования информационных технологий в образовательных дисциплинах, так как они являются основной частью информатизации образования.

Концепция школы будущего, описанная выше – это не утопия, а самая настоящая реальность, воплотить в жизнь которую можно совместными усилиями специалистов на всех уровнях. Главное, что нужно понять и принять: современная школа требует существенного преобразования.

Ссылка на основную публикацию