Пассажиры, вылетающие из Праги «Аэрофлотом», будут регистрироваться по новым правилам

«Аэрофлот» заставит доплатить за перенос вылетов этого лета на следующее

Пассажиры могут обменять нереализованные билеты на рейсы «Аэрофлота» на вылет в любые другие даты до 30 апреля 2021 г., сообщили в авиакомпании 20 мая. В качестве альтернативы пассажирам предлагается ваучер, но получить его можно только лично посетив офис продаж «Аэрофлота».

20 мая в правила, установленные были внесены изменения. «Аэрофлот» по-прежнему предлагает пассажирам перебронировать билеты на другие даты или получить ваучер (оформление МСО типа «For further transportation/paid ancillaries only»).

ОБМЕН БИЛЕТОВ ПРОДЛЕН ДО 30 АПРЕЛЯ 2021 Г.

Согласно новым правилам, пассажиры могут обменять билеты (по тому же маршруту) на любые другие даты с вылетом до 30 апреля 2021 г. Ранее был установлен срок до 31 декабря 2020 г. В случае обмена пассажир получает билеты в тот же класс обслуживания без доплат.

Несмотря на то, что срок действия билетов был продлен, пассажиры все же не получают равноценную услугу по перевозке. Так, например, если пассажиры планировали лететь «Аэрофлотом» в Турцию в июне этого года, а рейс не состоится из-за закрытия границ, они не смогут совершить аналогичное перебронирование на летние месяцы 2021 года (это даты вылета после 30 апреля 2021 г.). «Аэрофлот» зачтет стоимость ранее купленных билетов, а пассажиру придется доплачивать разницу, которая, с учетом роста курсов валют, может оказаться существенной.

Пострадавшими от этой ситуации могут быть не только пассажиры, но и туроператоры. Компаниям, включавшим перевозку «Аэрофлота» в состав турпакетов, придется объяснять туристам, почему согласившимся на перенос туров туристам придется затем доплачивать за его компоненты.

Стоит отметить, что процедура обмена билетов для прямых клиентов очень простая. Обменять билеты на даты до 30 апреля 2021 г. можно онлайн, в том числе, через онлайн-агентства, где были приобретены билеты.

МСО В КАЧЕСТВЕ ВАУЧЕРОВ

Процедура оформления МСО (ваучера на будущий перелет) у «Аэрофлота» (в отличие, например, от S7 Airlines и «Уральских авиалиний») сложнее. Пассажир может оформить ваучер только лично приехав в собственный офис «Аэрофлота». Агент, через которого был куплен билет, выполнить эту процедуру не уполномочен.

По мнению экспертов рынка, собственные продажи «Аэрофлота» (включая продажи через сайт) составляют около 40%. Остальные 60% – доля агентских продаж.

Соответственно все пассажиры, которые оформлялись через агентов, будут вынуждены лично посещать офисы «Аэрофлота», что с учетом пандемии и действия режима самоизоляции, затруднительно и небезопасно – процедура переоформления на МСО может занять 10-15 минут, людям придется стоять в очереди.

Также есть особенности при отмене бронирования и оформлении МСО на внутренних рейсах.

Оформить МСО на билеты по внутренним направлениям можно в том случае, если билеты были приобретены до 30 апреля 2020 г., а вылет должен был состояться с 18 марта 2020 г. При этом пассажир должен был отменить бронирование не позднее, чем за 40 минутдо времени отправления рейса, указанного на первом неиспользованном купоне авиабилета.

Таким образом, если следовать смыслу сообщения «Аэрофлота», отсутствие отмены бронирования или уведомления авиакомпании приравнивается к неявке на рейс, а значит, расходы несет сам пассажир.

При этом положительным можно назвать то, что пассажир при соблюдении этих условий может получить ваучер на будущий перелет даже в том случае, если его рейс не был отменен.

МСО также могут быть выданы пассажирам, имеющим неизрасходованные сегменты на рейсах:

  • с датой вылета с 18.02.2020 по маршрутам, включающим рейсы в/из Китая (включая Гонконг),
  • с датой вылета с 05.03.2020 по маршрутам, включающим рейсы в/из пунктов за границей РФ (МВЛ) кроме Китая (включая Гонконг),

МСО может быть оформлено только на то же лицо, которое было указано в первоначальномавиабилете. Это правило может вызвать затруднения у бизнес и корпоративных путешественников. Есть вероятность, что актуальность их ранее забронированной поездки уже отпала.

Ваучер «Аэрофлота» действует три года. Пока неясно, изменится ли этот срок после обновления законодательства. 21 мая в Госдуме должны рассмотреть во втором чтении законопроект, позволяющий туроператорам и авиакомпаниям выдавать ваучеры.

Согласно проекту, срок действия гарантийных обязательств (ваучеров) будет определяться постановлением правительства. И по неподтвержденной информации, он составит 18 месяцев. Другие авиакомпании выдают сейчас ваучеры на год.

СКИДКА ЗА ВАУЧЕР

Если пассажир оформляет МСО, ему придется доплачивать разницу стоимости нового забронированного билета. При этом «Аэрофлот» предлагает владельцам МСО скидку (применяется к рейсам, выполняемымПАО «Аэрофлот» или дочерними авиакомпаниями под 100-процентным коммерческим управлением ПАО «Аэрофлот»):

  • 25% от тарифа, в случае если первоначальный билет был оформлен по тарифу Максимум или в комбинации с тарифом Максимум;
  • 15% от тарифа для любых первоначальных авиабилетов (кроме премиальных без оплаты тарифа) с отмененными рейсами под кодом SU.

Скидки не суммируются. Исключение: скидка для сопровождаемого ребенка до 12 лет применяется одновременно с указанными скидками. Скидка сохраняется при последующих добровольных переоформлениях по правилам примененного тарифа.

В случае если после оформления перевозки стоимость МСО не израсходована, оформляется новый МСО на остаток с первоначальным сроком действия, но без возможности предоставления скидки при оформлении другого билета.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен .

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в “Академии АТОР”.

Ситуация с рейсами в Чехию: что делать пассажирам

Новость про отмену рейсов из России в Чехию огорошила утром во вторник, 2 июля, многих отпускников и работников турфирм. А в Чехию-то почему? В отличие от Грузии, никакой политики. Чешские власти защищают интересы своих авиакомпаний, летающих в Россию либо над нашей территорией в Азию. “Возникшая ситуация в авиатранспортном сообщении между Чехией и Россией является результатом недостигнутого соглашения между управлениями авиационных полетов обеих стран”, – объясняют в Минтрансе Чехии.

Страдают же, как водится, пассажиры. И хотя уже через несколько часов после запрета полеты российским авиакомпаниям вновь разрешили, вопросов остается много. Тем более что разрешили временно – до 7 июля. Дальше все будет зависеть от того, договорятся ли чиновники двух стран. Скорее всего, да. Но давайте изучим ситуацию в деталях.

КТО ПОСТРАДАЛ, А КТО НЕТ

В первую очередь пострадали пассажиры “Аэрофлота”, которые должны были лететь в Прагу из Москвы либо из чешской столицы в российскую во вторник, 2 июля.

У национального перевозчика шесть регулярных рейсов в Прагу в день: SU2010 с вылетом в 7.30 утра из “Шереметьево”, SU2012 в 10.10, SU2018 в 13.00, SU2014 в 14.55, SU2024 в 17.00, SU2016 в 19.15. Четыре из них “Аэрофлот” 2 июля был вынужден отменить, потому что чешские власти не дали разрешения на полеты. Соответственно, и обратные рейсы из Праги во вторник тоже не состоятся. Как отмененный значится на онлайн-табло “Шереметьево” и рейс SU2014 в 14.55 на 3 июля.

Получается, планы сорваны у пассажиров десяти рейсов – а это около 1500 человек, так как между Москвой и Прагой обычно летают самолеты А320, рассчитанные на 150 – 180 пассажиров, в зависимости от компоновки салона.

Но. Сегодня “Аэрофлот” все же выполнит как минимум два рейса. Один из них, в 10.10 утра вылетевший из Москвы, уже приземлился в Праге – и его выполнял его лайнер А330-200, способный перевезти более 200 человек. Следующий должен вылететь в 17.00, причем перевозчик поставил огромный борт А330-300, вмещающий больше 300 пассажиров. Таким образом, многие обладатели билетов на отмененные рейсы улетели либо улетят в тот же день, просто в другое время. Да, понервничали, но все же не остались в залах ожидания.

Читайте также:  Сколько бездомных в Чехии

Через несколько часов после введения запрета полеты российским авиакомпаниям вновь разрешили. Фото Сергей Савостьянов/ТАСС

“Аэрофлот” предлагает также вернуть деньги за билет на отмененные рейсы, если путешественникам так удобнее. Либо поменять маршрут и вместо Праги отправиться в другой европейский город. И то, и другое – без всяких доплат. Кроме того, рассматривает доставку своих пассажиров на рейсах других перевозчиков, если более вместительных бортов на всех не хватит.

Приводим официальное сообщение “Аэрофлота”:

“В связи с решением авиационных властей Чешской Республики аннулировать ранее выданные разрешения на выполнение рейсов по маршруту Москва – Прага Москва, Аэрофлот вынужден отменить следующие рейсы: SU2010/2011, SU2014/2015, SU2016/2017 и SU2018/2019 за 2 июля. Аэрофлот продолжит выполнение рейсов SU2012/2013 и SU2024/2025.

Пассажиры отмененных рейсов будут перевозиться на рейсах SU2012/2013 и SU2024/2025, а также передаваться на рейсы других перевозчиков. Пассажиры получают все необходимые услуги согласно Федеральным авиационным правилами и стандартам авиакомпании.

Пассажирам с бронированием на рейсы между Москвой и Прагой за 2 июля (включая рейс SU2017 за 3 июля) предлагается оформить возврат перевозки без сборов или оформить изменение маршрута на альтернативный пункт в Европе без взимания сбора за изменение маршрута”.

КОГО ЭТО НЕ КОСНУЛОСЬ

Из России в Чехию летают также “Победа” (в Карловы Вары из Москвы) и “Уральские авиалинии” (в Прагу из Москвы и Екатеринбурга).

У “Победы” ближайший рейс – в четверг, 4 июля, следующий в воскресенье, 7 июля. Поскольку с полетами вплоть до 7 июля вроде бы все решили, пассажиров лоукостера чехарда коснуться не должна.

Рейс “Уральских авиалиний” из московского аэропорта “Жуковский” 2 июля вылетел с опозданием на 2 часа – вместе положенных по расписанию 10.50 в 12.52. Рейс из Екатеринбурга вместо 7.50 утра отправлен в 12.15. Судя по всему, как только дождались разрешения на полет.

Пассажиров “Чешских авиалиний” и еще одной чешской авиакомпании Smart Wings проблемы не коснулись вообще, у них вопросов с разрешением на полеты от своих властей не было.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КУПЛЕНЫ БИЛЕТЫ В ПРАГУ

Если на даты до 7 июля – спокойно собирать чемоданы. На всякий случай, конечно, стоит уточнить статус рейса в колл-центре авиакомпании и на онлайн-табло аэропорта.

Если собираетесь лететь после 7 июля – пока имеет смысл лишь ждать и надеяться, что авиационные власти России и Чехии между собой договорятся и сбоев больше не будет. На всякий случай можно подстраховаться, а именно:

– списаться с отелем или апартаментами, если они уже забронированы. Предупредить, что возможен вот такой форс-мажор и вы можете приехать на день позже. Как минимум чтобы бронирование ваше не отменили, если не доберетесь вовремя. Также провертье условия бронирования: можно ли его отменить или поменять даты и какие за это предусмотрены штрафы.

– посмотреть, из каких еще аэропортов более-менее удобно добираться к тому городу, куда вы собираетесь (не все же летят в Прагу, многие оттуда едут поездами и автобусами дальше по Европе). “Аэрофлот” сегодня предлагал пассажирам отменненных рейсов лететь в любой другой город Европы – если ситуация повторится, вы будете готовы.

– менять или сдавать билеты сейчас нет смысла – заплатите все положенные по вашему тарифу штрафы.

ЦИФРЫ

131 тысяча российских туристов побывали в Чехии с января по март 2019 года – на 9% меньше, чем годом раньше. За год Прагу, Карловы Вары и другие чешские города посещают около 500 тысяч россиян.

По данным Национального туристического управления Чехии.

В ТЕМУ

Зачем чешские власти решили обидеть российских туристов

Утром 2 июля часть рейсов российских авиакомпаний отменились из-за решения Праги. А уже через несколько часов минтранс Чехии передумал и возобновил полеты (подробности)

Поделиться видео x HTML-код

Ростуризм помогает путешественникам, пострадавшим от отмены рейсов в Чехию. Валерия ЛЫСЕНКО

Какими рейсами и куда сейчас можно летать россиянам

Самая оперативная информация про открытие стран и новые правила в нашем телеграм канале.

Публикуем список разрешенных российским оперштабом рейсов за границу. Список актуален на 3 июня 2021 года. Сохраните его и каждый раз, когда вы будете покупать авиабилет или турпутевку в какую-то страну, сверяйтесь с этим перечнем, – если вашего направления нет в этом списке, то знайте – вы покупаете билет на свой страх и риск.

На данный момент оперштаб открыл для нас 43 страны (спасибо, бьем челом). Другими словами, именно в эти страны авиакомпании могут открывать из России прямые авиарейсы и продавать на них билеты всем желающим.

Список разрешенных рейсов (данные с сайта Росавиации):

🔥Море сегодня – телеграм с дешевыми путешествиями!

Конечно же, далеко не все из этих 43-х стран пускают россиян. Какие-то из них вообще закрыты, как, например, Вьетнам, Маврикий, Южная Корея и т.д., а какие-то закрыты для визитов исключительно с туристическими целями (например, Германия или Швейцария – туристов не пускают, но если вы летите на учебу, лечение, к родственникам, и т.д., и можете подтвердить это документально, то можно лететь).

Поэтому, еще раз, если страна есть в этом списке, это не значит, что вы можете купить туда билет и вас посадят в самолет. Необходимо, чтобы эту страну открыл не только российский оперштаб, но и сама страна также объявила, что россиянам (туристам) прилетать можно.

Что же касается этого списка из 43 стран, то россиян как туристов пускают только 22 из них: Албания, Армения, Белоруссия, Великобритания, Венесуэла, Греция, Египет, Казахстан, Киргизия, Куба, Ливан, Мальдивы, Марокко, Мексика, ОАЭ, Сербия, Сейшелы, Танзания, Турция, Узбекистан, Хорватия и Эфиопия.

Что делать, если вы видите билет (или турпутевку) в страну, которой нет в этом списке?

Да, самолеты летают в те страны, которые наш оперштаб пока не открывал. Это так называемые грузопассажирские рейсы. Что это такое? Это рейс, на котором авиакомпания как бы перевозит груз, но и, чтобы возить в пассажирском салоне воздух, продает авиабилеты якобы лишь тем, кому можно лететь.

Под грузопассажирский рейс авиакомпания каждый раз получает отдельное разрешение Росавиации на него выполнение. Например, рейс Москва – Ларнака. Кипр официально не разрешен российским оперштабом. Поэтому на такой рейс продавать билеты можно не всем пассажирам: простым туристам точно нельзя, а вот гражданам Кипра, которые хотят вернуться на родину, или россиянам с кипрским ВНЖ, можно.

Но к каждому такому рейсу инспектора не поставишь, чтобы он проверял, кто садится в самолет. Поэтому, учитывая, что власти Кипра открыли остров для туризма, авиакомпании сейчас продают билеты всем желающим. А так как российские власти Кипр не «открывали», улетите вы на Кипр или нет – это вопрос.

Рейсы в формально «закрытый» Кипр выполняются – россияне прилетают на остров и загорают-веселятся. Но не всем так повезло. Например, 2 июня на Кипр из Москвы не смог вылететь рейс авиакомпании «Якутия». На том рейсе должна была быть моя знакомая – вот ее пост, пассажиров промурыжили во Внуково с 6 утра до полуночи, и отправили по домам (в посте она, правда, пишет, что хотели лететь в «разрешенную» страну, но по факту это не так – российский оперштаб не разрешал возобновление прямых рейсов на Кипр. Непонимание возникло из-за того, что пока только власти Кипра объявили, что открылись для россиян – однако этого не достаточно для счастья, еще нужно решение нашего оперштаба):

Читайте также:  Чехи больше всех в Европе платят за электричество

Почему не улетели? Видимо, Росавиация не дала разрешение на этот рейс. Помните, что на каждый грузопассажирский рейс получается отдельное разрешение. В этот раз не выдали.

Аналогичная ситуация была и 26 апреля с рейсом «Уральских авиалиний» из Домодедово в Черногорию (Тиват). В том случае пассажиров также зарегистрировали на рейс, но потом его отменили. Потому что Черногорию российский оперштаб тоже не «открывал», несмотря на то, что сами власти Черногории заявили, что пускают россиян без проблем.

Но при этом, например, 2 июня из Москвы вылетел рейс «Аэрофлота» в Пулу (Хорватия), хотя официально авиасообщение разрешено только со столицей – Загребом.

Кроме того, в тот же день, 2 июня, пассажиры S7 Airlines благополучно добрались до Ираклиона (Крит, Греция), хотя авиасообщение с Грецией разрешено только с Афинами.

Одновременно с этим уже несколько чартерных рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга были выполнены в Тунис, хотя эта страна официально «закрыта» российским оперштабом и возить туда туристов запрещено.

По поводу рейсов на Кипр и в Тунис в конце апреля высказывалась глава Ростуризма Зарина Догузова. В своем Инстаграм она написала, что «чартерного и регулярного авиасообщения с этими странами в настоящее время нет. С учетом этого, формирование турпродуктов в эти страны не рекомендуется».

Одновременно с Догузовой на то, что на грузопассажирских рейсах возят почти всех, обратила внимание и вице-премьер Татьяна Голикова и потребовала разобраться с этими рейсами (к слову, Голикова – глава того самого оперштаба, который и решает, какую страну открыть, а какую – нет).

Видимо, проблема стала настолько актуальной, что 3 июня Росавиация предупредила авиакомпании, дескать, за перевозку туристов на грузопассажирских рейсах будем ̶д̶а̶в̶а̶т̶ь̶ ̶п̶о̶ ̶б̶а̶ш̶к̶е̶ ограничивать деятельность.

В общем, гайки закручивают. Смею предположить, что слезных постов в соцсетях о том, как «я не улетел в отпуск», теперь станет намного больше.

Как понять, на какой рейс в «неоткрытую» страну дадут разрешение, а на какой нет? Никак. Это как русская рулетка: либо полетите, либо нет.

Так что перед покупкой билета или турпакета сверяйтесь со списком разрешенных стран и городов. Если вашего направления в перечне нет – помните, вы покупаете билет на свой страх и риск.

Например, вчера «Победа» объявила о том, что открывает продажу билетов в Пафос на Кипр, рейсы начнутся в июне. Также сейчас можно найти билеты на прямой рейс на греческий Родос. Если к моменту начала вашего полета российский оперштаб не откроет эти направления, то состоятся ли они – большой вопрос. Если авиакомпаниям дадут разрешение на рейс, то вы полетите, если нет – останетесь дома.

Еще раз – такие популярные сейчас пляжные страны, как Болгария, Грузия, Кипр, Черногория, Тунис, а также Северная Македония – на данный момент (4 июня 2021 года) не «открывались» российским оперштабом. То, что правительства этих стран объявили о том, что они принимают россиян, это ничего не значит. Если вы видите билеты на прямые рейсы в эти страны (за исключением, Грузии, в ее случае пандемия не причем) – это грузопассажирские рейсы, которые могут либо состояться, либо нет. Но это касается только прямых рейсов. С пересадкой можете лететь, но узнайте правила въезда и транзита – нужна ли виза, требуется ли ПЦР, и т.д.

Когда оперштаб откроет новые страны? Это одному оперштабу известно. Но в любом случае, до 21 июня новая информация должна быть – ведь до этого числа ограничено авиасообщение с Турцией, и оперштабу придется решить – продлевать ограничение или «открывать» страну.

Кстати, что касается Турции, то сейчас это не закрытая страна – официально разрешены рейсы из Москвы в Стамбул. Об этом сказано в сообщении на сайте правительства и на сайте Ростуризма. Правда, не на каждом рейсе можно улететь – разрешены только два рейса «Аэрофлота» Шереметьево – Стамбул (SU2136 по вторникам и пятницам) и два рейса Turkish Airlines Внуково – Стамбул (TK416 по понедельникам и пятницам). На эти рейсы сажают россиян, на другие рейсы – нет (они для иностранных граждан).

Обратно из Стамбула в Москву можно лететь «Аэрофлотом» по вторникам и пятницам (рейсы SU2137) или Turkish Airlines по понедельникам и пятницам (рейсы TK415).

«Бархатная революция» в Чехословакии: 30 лет спустя

Фото: David Turnley/CORBIS

В 2019 году исполнилось 30 лет с победы «бархатной революции» в Чехословакии, в результате которой в стране пал социализм, а сама Чехия встала на путь евроинтеграции. «Причинами произошедших событий были как процессы, происходившие в самом чехословацком обществе, так и изменения в Европе, которые и сейчас оказывают влияние на политическое сознание чехов. Основная часть идей и установок, продвигавшихся во время «бархатной революции», сегодня определяют курс Чехии, что, в свою очередь, оказывает влияние на российско-чешские отношения. При этом, появляется евроскептицизм и некоторая ностальгия чехов по временам социализма. Причины и последствия событий тех лет сегодня обсуждаются не только в Чехии, но и далеко за её пределами». Об этомзаявил кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения РГГУ, специалист по странам Центральной и Восточной Европы Вадим Трухачёв. По его словам, «бархатная революция» все еще остается текущим политическим событием, а не предметом изучения историков, поскольку для многих чехов и словаков это событие не является далеким, о котором им рассказали бы их родители или бабушки и дедушки. «Бархатная революция» происходила на их глазах. Она в корне поменяла внутреннюю и внешнюю политику государства, сначала у Чехословакии, а затем уже у Чехии и Словакии. «Само словосочетание «Бархатная революция» стало нарицательным. Именно так в последствии стали называть к месту и не к месту события, когда в результате мирных массовых выступлений власть в той или иной стране менялась. «Бархатная революция» – это классический случай, когда в результате мирных выступлений власть коммунистической партии пала и, как следствие мирного протеста, страна поменялась кардинально на внутреннем и внешнем направлении»,- отметил эксперт.

Причины «бархатной революции» в Чехословакии

Преобладающими причинами происходивших событий в Чехословакии в то время, по словам Вадима Трухачёва, являются внутренние, к которым относятся: рост цен, сворачивание социальных программ, технологическое отставание Чехословакии от стран Запада, политические причины, такие как недовольство подавлением «Пражской весны» 1968 года, отсутствие свободы слова, собраний и ряда других демократических свобод, кризис политики коммунистической партии и ее руководителя Густава Гусака, «предательство» силового аппарата государства, который не стал противостоять революционной волне и разгонять антиправительственные выступления. Ко внешним причинам революции эксперты относят падение Берлинской стены, падение социализма в Венгрии и Польше, пропаганду западного образа жизни американскими и западногерманскими «радиоголосами», что совпадало отчасти с настроениями в чехословацком обществе, отказ СССР вмешиваться во внутренние дела социалистических государств в Европе.

Итоги «бархатной революции»

Одними из основных итогов революции, как отметил доцент кафедры зарубежного регионоведения РГГУ, стали распад Чехословакии в 1993 году, построение в Чехии социально ориентированной рыночной экономики, стремление вступить во все организации, созданные в западной Европе во время «холодной войны», ухудшение отношений с Россией, в частности, эпоха социализма и СССР стали изображаться в «черных красках», в 2014 году часть чешских политических деятелей призывали к самым жестким антироссийским санкциям, принятие решения местными властями о переносе памятника советскому маршалу Ивану Коневу, как напоминания о заслугах прославленного советского полководца в спасении города от уничтожения нацистами в ходе народного восстания, из Праги в другое место и об установке монумента в память о русских коллаборационистах из движения генерала Андрея Власова. «Однако нельзя сказать, что разрыв отношений с Россией оказался окончательным и бесповоротным. Например, с 2003 года наметился поворот в сторону Москвы, когда к власти в Чехии пришел Вацлав Клаус. Он очень часто приезжал с визитами в Россию. Существенно усилились торгово-экономические отношения, увеличился поток туристов из России в Чехию. Кроме того, важно отметить, что в последнее время президент Чехии Милош Земан, чешский премьер-министр Андрей Бабиш и ряд других политиков открыто выражали сомнение в необходимости антироссийских санкций»,- подчеркнул Вадим Трухачёв.

Читайте также:  Большинство граждан Чехии против помощи странам, подвергшимся агрессии России

Отношение современных чехов к «бархатной революции»

Как отметил эксперт, подавляющее большинство чехов, почти ¾ чехов старше 40 лет, относятся к революции положительно, только 9% относятся к ней отрицательно. 38% чехов старше 40 лет говорят, что при социализме лично им жилось бы лучше. 45% населения Чехии считают, что сейчас живется лучше, чем при социализме.

В Словакии 43% опрошенных сказали, что при социализме им бы жилось лучше, и только 32% опрошенных сказали, что лучше живется сегодня. Граждан Словакии, высказывающих положительное отношение к революции, меньше, чем чехов, но все равно они составляют более 60%.

При этом, Вадим Трухачёв обратил особое внимание на тот факт, что коммунистическая партия в Чехии не запрещена, и на протяжении 30 лет после «бархатной революции» она присутствует в парламенте, но ни разу не получала более 20% голосов.

«Сильной ностальгии и желания повернуть время вспять в чешском обществе нет. При этом, в Словакии сегодня намного чаще, чем в Чехии, вспоминают о том, что страна была единой»,- заключил доцент кафедры зарубежного регионоведения РГГУ.

«Мы не боремся с системой, а защищаем ее». Почему через 30 лет после Бархатной революции чехи снова протестуют

17 ноября чехи отмечали 30-ю годовщину падения коммунистического режима в Чехословакии. Тогда путем мирных протестов от власти была отстранена правящая коммунистическая партия: в правительство впервые вошли представители оппозиции, а президентом страны стал диссидент Вацлав Гавел. В 1993 году произошло мирное расставание Чехии и Словакии — образовались две независимые страны. После десятилетий затишья в этом году чехи вышли на самые массовые с 1989 года протесты. И на этот раз, чтобы сохранить те права и свободы, которые они получили в результате Бархатной революции.

В канун годовщины возле парка Летна в Праге состоялся митинг с требованием отставки премьер-министра Андрея Бабиша и министра юстиции Марии Бенешевой. На него вышли более 200 тыс. чехов. Hromadske побывало в эти дни в Праге, чтобы встретиться с организаторами протестов движения «Миллион мгновений за демократию», а также с участниками и лидерами Бархатной революции. И поговорить о том, как изменилась страна за 30 лет — и почему чехам снова приходится протестовать.

Бархатный переход

Мы встречаем одного из студенческих лидеров революции Шимона Панека в офисе его организации «Человек в беде» в субботу утром, в канун годовщины революции. Сегодня у Панека плотный график: после нас его ждет интервью еще с четырьмя каналами. Гуманитарной деятельностью Панек стал заниматься почти сразу после событий революции — сегодня «Человек в беде» является крупнейшей некоммерческой организацией в Чехии. С 2014 года они активно работают и на востоке Украины, доставляя гуманитарные грузы пострадавшим от конфликта.

«Когда началась революция, коммунистический режим в Чехословакии был даже более консервативным, чем в Москве», — говорит нам Панек. Однако к удивлению всех, коммунисты не смогли долго удерживать власть. От начала протестов прошло чуть больше месяца, когда президентом стал Вацлав Гавел, лидер революционного движения «Гражданский форум».

Режим расшатался так быстро, потому что тогда слабо держался на ногах. Историограф Мартин Путна вспоминает, что недовольство росло в течение нескольких лет перед событиями 1989 года. «Люди в университетах объединялись в сообщества, выпускали самиздат. В начале это было меньшинство, но оно росло. Что-то уже тогда витало в воздухе. Что-то было иначе», — говорит Путна.

«В отличие от Советского Союза, у нас почти не осталось преданных коммунистов после 68-го года (события Пражской весны, когда народное восстание подавила советская интервенция — ред.). Большинство членов партии были абсолютными оппортунистами. Это была власть, которая держалась на советских штыках. И в тот момент, когда Советский Союз сказал: “Это ваши дела, мы вам не можем ничем помочь”, — тогда все просто посыпалось», — говорит участник революции Ондржей Соукуп.

В 1989 году он учился на первом курсе. Сегодня его сын Юра изучает в школе события, в которых его отец принимал непосредственное участие. Ондржей охотно делится с сыном своими воспоминаниями.

В день, когда состоялась первая массовая студенческая демонстрация, полиция окружила протестующих на улице Народни Тршида в Праге. Многих участников демонстрации избили, среди них был и Ондржей.

В день, когда состоялась первая массовая студенческая демонстрация, полиция окружила протестующих на улице Народни Тршида в Праге. Многих участников демонстрации избили, среди них был и Ондржей.

«В тот момент, когда сзади подъехали бронетранспортеры с сетками и отрезали пути отхода, я понял, что все плохо,— вспоминает Ондржей протест 17 ноября. — В этой мясорубке я помню только второй удар по голове. А потом я пришел в себя и понял, что уперся головой в живот полицейского, который пытался меня бить сверху».

На следующий день Ондржей провалялся в постели, потому что получил легкое сотрясение мозга. Но уже в понедельник он присоединился к студенческой забастовке. Взяв спальник и несколько банок с консервами, Ондржей ушел из дома 20 ноября, а вернулся только 4 января следующего года.«Вацлав Гавел уже был президентом. Происходили вещи, которые я не мог себе представить 17 ноября», — с восторгом рассказывает Ондржей.

Свое название Бархатная революция получила потому, что во время тех событий никто не погиб, а передача власти состоялась мирно после нескольких недель протестов. Однако тогда чехи и словаки хорошо помнили советские танки на улицах Праги, появившиеся за 21 год до революции. Шимон Панек вспоминает, что тогда они больше боялись внутреннего сопротивления так называемой милиции, которую коммунистическая партия специально свозила в Прагу из провинций.

«Нашим представителям удалось попасть в советское посольство, и нам сообщили, что советское руководство не хочет кровопролития. И это было очень важно для нас. Уже через три дня политбюро, главный секретариат чехословацкой коммунистической партии отступило. И с того момента они теряли позиции ежедневно», — рассказывает Панек.

Ссылка на основную публикацию