Чешскую магистраль D11 до польской границы построят к 2026 году

Атомная энергетика Польши: на распутье между Россией и Западом

Два самых богатых бизнесмена Польши намерены инвестировать в развитие ядерной энергетики. Один из них хочет построить в стране мини-АЭС, второй – вложиться в достройку АЭС в Калининграде.

Роль атомной энергетики в будущем энергобалансе Польши пока неясна

Один из самых богатых поляков, медиамагнат Зигмунт Солорж-Жак и принадлежащий ему концерн ZE PAK недавно заявил о желании принять участие в достройке Балтийской АЭС в Калининграде. В свою очередь, польская химическая фирма Synthos, принадлежащая еще одному миллиардеру, Михалу Соловову, несколько месяцев назад обнародовала заявление о планах по строительству в Польше четырех малых ядерных реакторов. Компания уже подписала соглашение о развитии проекта с американским концерном GE Hitachi Nuclear Energy.

В то же время энергетическая стратегия Варшавы предусматривает, что к 2040 году на территории страны будут построены две АЭС, включающие в сумме шесть энергоблоков. Работы планируется начать в 2026 году. Ожидается, что первый реактор мощностью 1-1,6 ГВт будет введен в эксплуатацию в 2033 году, а последний – еще десять лет спустя.

Компания Synthos намерена приступить к реализации своих планов не ранее 2030 года. А строительство Балтийской АЭС (BEJ) может быть завершено на рубеже 2028-2029 годов, сообщает польская газета Rzeczpospolita. И в то время как стоимость четырех реакторов мощностью 4 ГВт, построить которые хочет Synthos, оценивается в 105 млрд злотых (23 млрд евро), для завершения BEJ необходимы около 30 млрд злотых.

Замороженная АЭС в Калининграде

Балтийскую АЭС планировалось построить в 12 километрах к юго-востоку от города Неман, примерно в 10 километрах от границы с Литвой. Первоначально она должна была состоять из двух энергоблоков общей мощностью 2388 МВт. Предполагалось, что они будут введены в эксплуатацию в 2016 и 2018 годах.

Протесты против достройки Балтийской АЭС в Калининграде, апрель 2013 года

Однако в апреле 2014 года строительство станции было заморожено из-за отказа Польши и Литвы после российской аннексии Крыма покупать электричество, которое будет производиться на этой АЭС. 26 сентября 2018 года приказом АО “Концерн Росэнергоатом” проект был официально приостановлен сроком на пять лет.

Сменявшиеся с 1989 года правительства Польши стремились усилить энергетическую независимость от России, и строительство Балтийской АЭС, способной поставлять продукцию на энергетический рынок ЕС, не в последнюю очередь зависит от согласия Варшавы на возведение “энергетического моста”, интерконнектора между Калининградом и польской энергосистемой.

Конец импорту энергии в Польше?

В 2020 году спрос на электроэнергию в Польше составил 165,5 ТВт*ч, а ее импорт – 13 ТВт*ч. Потенциальный объем электроэнергии, поставляемой от АЭС в Калининграде, если ее введут в строй, ежегодно составит примерно 15 ТВт*ч.

“Стоит также вспомнить, что в 2020 году Польша импортировала из России почти 10 миллионов тонн угля стоимостью несколько миллиардов злотых – для нужд польских электростанций и домашних хозяйств, – говорит Томаш Матвейчук, пресс-секретарь концерна ZE PAK. – Альтернативой ему станет чистая и дешевая электроэнергия, которая к тому же будет вырабатываться на атомной электростанции, находящейся, в том числе, и под контролем Польши”.

Угольная электростанция в Турове

В 2020 году суммарная доля каменного и бурого угля в энергобалансе Польши составила менее 70%, в то время как в 2019 году она достигала 73%, говорится в докладе фонда Instrat. В соответствии с новой энергетической политикой Польши, к 2030 году она не должна превышать 56%. На возобновляемые источники энергии (ВИЭ) к 2030 году должны приходиться не менее 23% от общего потребления энергии.

С заявлением Матвейчука о “дешевой энергии” согласны далеко не все. “Инвестиции в ядерную энергетику очень дорогие”, – пояснил DW Владислав Мельчарский, профессор Института электроэнергетики при Техническом университете Лодзи. “Если посмотреть на недавно построенные в Европе АЭС, можно увидеть, что окончательные затраты составляют до 10 млрд долларов на 1 ГВт, что в 8-10 раз дороже, чем аналогичные инвестиции в газотурбогенераторы комбинированного цикла. Экономическая эффективность атомных электростанций сомнительна, учитывая непомерно высокие затраты на их строительство”, – считает Мельчарский.

Неоднозначная реакция соседей

Между тем издание Polityka Insight сообщило, что Зигмунт Солорж-Жак намерен вложиться в достройку Балтийской АЭС вместе с венгерской государственной компанией MVM, отвечающей за модернизацию работающей в стране АЭС “Пакш”. По данным издания, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и его польский коллега Матеуш Моравецкий уже несколько раз говорили на эту тему, и правительство Польши пока не блокировало инициативу.

Виктор Орбан (слева) и Матеуш Моравецкий: пойдет ли Польша на участие в достройке АЭС в Калининграде?

Компания MVM еще в 2014 году подписала соглашение с “Росатомом” об увеличении числа энергоблоков АЭС “Пакш”. В 2019 году был утвержден технический проект “Пакш-2”, генподрядчиком которого выступает инжиниринговая компания АСЭ, входящая в структуру “Росатома”. Ожидается, что решение о выдаче “Росатому” лицензии на строительство пятого и шестого реакторов ВВЭР мощностью 1200 МВт каждый венгерские власти примут в октябре 2021 года. Инвестиции будут на 80% финансироваться за счет российского кредита в размере 12 миллиардов евро.

Возможность участия Польши в достройке Балтийской АЭС обеспокоила страны Балтии, которые нацелены на то, чтобы увеличить энергетическую независимость от России. “Варшава планирует развивать ВИЭ и ядерную энергетику, поэтому мне трудно понять, как Россия будет экспортировать электроэнергию в Польшу. Это похоже на какое-то недоразумение”, – заявил министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис.

Даст ли правительство Польши зеленый свет проекту?

Насколько велика вероятность польско-венгерско-российского сотрудничества по достройке и последующей совместной эксплуатации Балтийской АЭС? Аналитик Polityka Insight Роберт Томашевский не думает, что правительство Польши поддержит этот проект, однако, по его словам, “полностью исключать этого нельзя”. “Если отношения между Польшей и Россией улучшатся, проект в Калининграде может получить зеленый свет от правительства”, – сообщил он DW.

Кроме того, по мнению Томашевского, в случае возникновения проблем со стабильностью работы энергосистемы из-за быстрой трансформации и декарбонизации Варшава в будущем может быть заинтересована в поставках электроэнергии из России. “Но многие страны ЕС будут далеко не в восторге от того, что такие сооружения находятся практически у них за забором, – констатирует польский аналитик. – И одна из них – Германия”.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Зона отчуждения

После аварии на ЧАЭС возникла необходимость контроля на территориях, которые подверглись наибольшему радиоактивному загрязнению – это города Чернобыль и Припять. 30-километровая зона вокруг станции была закрыта для свободного доступа. Сегодня в Чернобыле расположено предприятие по управлению зоной отчуждения, там также живут до 2800 человек персонала предприятий, строящих арку для саркофага.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Чернобыльская АЭС

В 1970-х годах в Чернобыльском районе началось строительство первой атомной электростанции на Украине. ЧАЭС расположена в 3 км от города Припять и в 18 км от города Чернобыль. Она производила десятую долю электроэнергии в УССР. Полностью ЧАЭС была остановлена только в конце 2000 года. Сейчас продолжаются работы по строительству нового изолирующего сооружения над четвертым энергоблоком.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Чернобыль – административный центр зоны отчуждения

До аварии в Чернобыле проживали 12,5 тыс человек, все они были эвакуированы через несколько дней после трагедии. На данный момент город входит в 30-километровую зону отчуждения, являясь ее административным центром. Персонал находящихся здесь предприятий проживает в заброшенных многоквартирных домах. При пересечении границ зоны отчуждения все обязаны проходить дозиметрический контроль.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Арка – новое укрытие для саркофага

В ликвидации аварии на ЧАЭС участвовали более 600 тысяч человек. Главной их задачей было строительство бетонного саркофага для 4-го энергоблока. Под действием внешних факторов и радиации старое укрытие начало разрушаться, что несет опасность – там до сих пор хранятся около 200 т радиоактивных веществ. Новое арочное сооружение должно накрыть саркофаг и позволить начать его частичный демонтаж.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

“Самоселы” в зоне отчуждения

До сих пор концентрация радионуклидов в зоне отчуждения высока, что не позволяет снять ограничения на проживание там. Однако вскоре после аварии и эвакуации местные жители под разными предлогами начали возвращаться в родные дома. Этих людей прозвали “самоселами”. На сегодняшний день их в зоне около 180 человек: 80 – в Чернобыле и еще около 100 – в селах, расположенных в 30-километровой зоне.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Автолавка с продуктами два раза в месяц

В основном “самоселы” – это пожилые люди. Они проживают сейчас в четырех деревнях 30-километровой зоны отчуждения. “Самоселы” выращивают овощи и фрукты, собирают грибы в лесу и пьют воду из колодцев. Из благ цивилизации у них только электричество. Продуктовая автолавка с хлебом и крупами приезжает два раза в месяц, а раз в месяц почтальон развозит пенсии.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Припять – город-призрак

Город Припять расположен на берегу одноименной реки в 3 км от ЧАЭС. Именно он подвергся наибольшему радиоактивному загрязнению. Население города Припять составляло 47,5 тыс человек, на следующий день после аварии все они были эвакуированы. Даже после проведения работ по дезактивации уровень радиации слишком высок, поэтому город непригоден для проживания.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Секретный объект “Дуга-1”

Секретный объект “Дуга-1” – радиолокационная станция советских времен, предназначенная для обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. “Дуга-1” так никогда и не заступила целиком на боевое дежурство. Размеры сооружения из множества антенн – 700 м в длину и 150 м в высоту. После аварии на ЧАЭС объект законсервировали, позже основные его элементы демонтировали и вывезли.

Читайте также:  В Старый Город Праги вероятно вернется Марианская колонна

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

“Ковш смерти”

Так называемый “ковш смерти” – одна из нынешних достопримечательностей города Припять. Ковш использовался при ликвидации последствий аварии непосредственно на 4-м энергоблоке ЧАЭС. Излучение от ковша (даже в нескольких метрах от него) превышает норму в десять тысяч раз. Прикасаться к нему запрещено.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Образцовый город советской эпохи

Город Припять строился как образцово-показательный, при его возведении использовались инновационные для тех лет архитектурные решения. На момент эвакуации в 1986 г. в Припяти было 15 детских садов, 5 школ, бассейны, столовые, спорткомплексы, поликлиники, кинотеатр и дворец культуры. Сейчас от города почти ничего не осталось: дороги заросли, во многих зданиях обвалились внутренние перегородки.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Мертвая земля

Припять должен был стать самым красивым, образцовым городом советской Украины. Но в историю он вошел как город-памятник самой страшной ядерной катастрофы в мире. На данный момент в Припяти действует только спецпрачечная, станция фторирования и обезжелезивания воды и гараж спецтехники ЧАЭС. В городе не проживает ни один человек.

Чернобыльская зона через 30 лет после трагедии

Зона экстремального туризма

Ежегодно зону отчуждения посещает несколько тысяч туристов-экстремалов. До начала конфликта на востоке Украины среди туристов-иностранцев лидировали граждане России. Сегодня больше всего гостей из Польши, Чехии и США.

Ремонт и строительство автомобильных дорог в Польше

Начиная с 2001 года, в Польше развёрнуто широкомасштабное строительство новых автомагистралей и ремонт уже существующих. Особенно заметно это стало после того, как Польша совместно с Украиной выиграли право на проведение чемпионата Европы по футболу 2012 года.

А если ещё учесть, что в Польше огромное количество фур (в среде автопутешественников Польша именуется не иначе, как “родина фур”) сильно замедляющих передвижение, то информация о ремонте и строительстве дорог становится далеко не лишней при планировании маршрута.

Далее представлена информация по ремонту и строительству польских автомобильных дорог на октябрь 2018 года.

Карта ремонта и строительства дорог в Польше

На карте показаны участки ремонтируемых дорог со сроками его окончания.

На данный момент в строй уже введено 1,428 км, что составляет 80% от существующих автомагистралей. Ещё 356 км находится в стадии планирования, строительства или реконструкции.

Зелёным цветом выделены действующие участки автомобильных дорог. Красным цветом выделены строящиеся участки и участки, на которых проводится ремонт.

Автомагистраль A1

Автомагистраль А1 (Autostrada A1: Gdańsk – Toruń – Łódź – Częstochowa – Gliwice – Gorzyczki) имеет протяжённость 565 км. Из них в строй введено 433 км (77%). Автомагистраль начинается на севере Польши в Гданьске и на юге переходит в чешскую автомагистраль D1 .

Сейчас на автомагистрали A1 введено в строй 2 непрерывных участка. Это участки Gdańsk – Piotrków Trybunalski (345 км), Pyrzowice – Gorzyczki (93 км).

Участок Piotrków Trybunalski – Częstochowa (82 км) находится в стадии проектирования. Точные сроки работ пока не определены. Несмотря на это, дорога на этом участке имеет по 2 полосы в каждом направлении и вполне комфортна для движения.

Участок Częstochowa – Pyrzowice (57 км) находится в стадии реконструкции. Окончание работ намечено на июнь 2019 года.

После въезда в Чехию не забудьте остановиться на первой заправке и купить виньетку.

Автомагистраль A2

Автомагистраль А2 (Autostrada A2: Świecko – Poznań – Łódź – Warszawą – Siedlce – Kukuryki) имеет протяжённость 610 км, из них введено в строй 475 км (78%). Начинается на западе на польско-немецкой границе (автобан А12 , Германия) и на востоке переходит в белорусскую автомагистраль М1 .

Сейчас на автомагистрали A2 введено в строй 2 непрерывных участка: Świecko – Warszawą (450 км) и Choszczówka Stojecka – Kałuszyn (объездная дорога в обход Mińsk Mazowiecki протяжённостью 21 км).

Идет строительство участка Lubelska-Choszczówka Stojecka протяженностью 15 км. Ввод в строй намечен на лето 2020 года.

Строительство на участке Kałuszyn – Kukuryki (белорусско-польская граница) планируется начать после 2020 года.

На проезд от Варшавы до немецкой границы требуется около 4 часов.

При въезде из Германии в Польшу на автомагистраль A2 (Świecko) польские полицейские часто измеряют скорость. На видео ниже можно посмотреть, где они располагаются.

Вы можете посмотреть другие ролики на нашем канале на YouTube.

Автомагистраль A4

Автомагистраль А4 (Autostrada A4: Jędrzychowice – Wrocław – Katowice – Kraków – Rzeszów – Korczowa) имеет протяжённость 672 км, и ее строительство было полностью закончено в середине 2016 года. Она начинается на западе на польско-немецкой границы (автобан А4, Германия) и на востоке переходит в украинскую автомагистраль М10 .

На проезд по всей автомагистрали от границы Украины до немецкой границы требуется около 6 часов.

Автомобильная дорога S8

Региональная дорога 8 (Droga krajowa nr 8: Suwałki – Białystok – Warszawa – Piotrków Trybunalski – Wrocław – Kudowa-Zdrój) имеет протяжённость 804 км. Начинается на северо-востоке на польско-литовской границе (А5, Литва) и на юго-западе переходит в чешскую дорогу 33 .

Автомобильная дорога S8 (Droga ekspresowa S8: Wrocław – Łódź – Warsaw – Białystok) является частью региональной дороги 8 протяжённостью 565 км, из которых в строй введено 520 км (92%).

Самый длинный непрерывный участок скоростной дороги S8 Wrocław – Rzgów имеет протяжённост 226 км.

В октябре 2018 года полностью завершено строительство дороги между Варшавой и Белостоком. Теперь на проезд этого участка потребуется менее 2 часов.

Строительство участка Radziejowice – Paszków рядом с Варшавой планируется завершить в середине 2019 года.

Иногда в дневное время можно проехать через Варшаву за 10-15 минут.

Вы можете посмотреть другие ролики на нашем канале на YouTube.

Магистрали оценили перспективы

Насколько целесообразно строительство новой скоростной железной дороги Москва—Санкт-Петербург

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва—Санкт-Петербург может оказаться убыточным проектом. “Ъ FM” обсудил с экспертами перспективы новой дороги, по которой добраться из одного города в другой можно будет за два часа. 3 августа Сергей Собянин согласовал проект строительства магистрали между Москвой и Петербургом. Ее общая протяженность составит 680 км, из которых 43 км будут проходить по столице. Как указано на сайте мэра, в Москве предусмотрено четыре остановки, а общее время в пути до Санкт-Петербурга не превысит двух с половиной часов. По планам Минтранса, первый поезд пройдет по новым путям в 2026 году. При этом собеседники “Ъ FM” отмечают, что пока у России нет даже необходимого подвижного состава, способного двигаться по такой магистрали. Насколько целесообразно развитие этого проекта? Разбирался Владислав Викторов.

Впервые планы построить высокоскоростную магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом власти озвучивали в начале 90-ых. С учетом масштабов страны подобные дороги назывались одним из самых перспективных направлений. Но с тех пор проект так и остался на уровне идеи, и вновь о нем активно заговорили только в 2020 году.

Как маршруту Москва—Санкт-Петербург добавят скорости

Хотя главный редактор газеты «Гудок» Алексей Харнас не видит в этом ничего удивительного, ведь он предполагает строительство дороги с нуля а значит и колоссальных затрат: «Предполагается, что трасса будет построена заново. Дело в том, что существующая инфраструктура, так называемый главный ход между Москвой и Петербургом достаточно сильно загружена. Там просто не найдется места для поездов, которые планируется пустить. Для сравнения, “Сапсан” сейчас чуть превышает 200–220 км/ч, принципиальной разницы в скорости, конечно, не будет.

Плюс сам по себе путь должен быть совершенно другим, ожидается, что на нем вообще не будет так называемых одноуровневых переездов».

Пока стоимость железной дороги оценивается почти в 2 трлн руб. Предполагается, что проходить она будет через Великий Новгород, что позволит дополнительно перевозить до 1 млн пассажиров. Против этого маршрута выступали экологи, поскольку он идет через несколько охраняемых природных территорий. Да и с учетом наличия дороги для «Сапсанов», строительство дополнительной скоростной магистрали не кажется целесообразным главе компании «Infoline-Аналитика» Михаилу Бурмистрову.

Он отмечает, что проект предполагает привлечение частных средств, а сделать это будет не так и просто: «Если говорить о конкуренции между малой трассой за 2 трлн и текущим вариантом, где речь идет о четырех часах, то вероятнее всего, новая трасса проиграет конкуренцию, потому что за эти полтора часа нужно будет достаточно серьезно заплатить.

Конкуренция с тем же воздушным транспортом, будет существенно более жесткой.

Как будут привлечены эти внебюджетные средства? Как будет обеспечиваться их окупаемость? Пока как бы это все понятным еще не выглядит».

Впрочем, некоторые собеседники “Ъ FM” отмечают, что высокоскоростная магистраль станет для России неким «пропуском» в клуб развитых стран, у которых такие дороги есть. По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, выгода от этого прежде в том, что начнут развиваться и связанные с дорогой города: «Не стоит ждать эффекта от проекта ближайшие 10 лет. Сокращение времени движения между Москвой и Санкт-Петербургом влияет и на развитие агломераций, в том числе и Новгород, и Тверь будут себя по-другому чувствовать. Кроме того, у нас возникают дополнительные рабочие места, дополнительная синергия от товаропотоков».

Поездка из Москвы в Петербург по новой железной дороге займет 2,5 часа

Однако есть одна проблема. Несмотря на то, что по планам Минтранса магистраль могут запустить к 2026 году, самих поездов, которые подходят для такой дороги у России пока нет. Как уточняет Павел Иванкин, их разработка только ведется, так что в полную силу дорога заработает еще не скоро: «Я бы все-таки говорил о 2030-ом, с учетом того, что еще нет всех технологических решений, включая то, что у нас еще пока нет самого поезда. Инжиниринговое бюро создано совместно с Siemens, и в рамках него идет работа по разработке подвижного состава силами российских ученых, но с учетом опыта, который есть у немцев. Они говорят о 2024-ом, но если все пойдет хорошо, то, вполне возможно, мы какие-то наработки увидим в 2024 году, а сам поезд — ближе к 2026-му».

Читайте также:  В Праге обновили стену Джона Леннона

Что касается стоимости поездки, то по оценкам собеседников “Ъ FM” она должна быть как минимум в два раза выше, чем билет на «Сапсан». А их цена начинается от 2,5 тыс. рублей. Но тогда полет на самолете может оказаться выгоднее двух часовой поездки на поезде, а новая высокоскоростная магистраль рискует стать убыточным имиджевым проектом.

Безработица в разных странах мира в 2020-2021 году

Безработица в странах мира является важным показателем экономического развития. На основании этого экономического показателя можно сделать вывод, насколько благополучна страна, какое место она занимает в рейтинге самых развитых стран мира. В некоторых ситуациях по уровню безработицы можно оценить уровень жизни в государстве.

Понятие и виды безработицы

Безработицей называют социально – экономический фактор занятости трудоспособного населения. То есть, это показатель уровня безработных в стране среди трудоспособного населения.

Напомним, что трудоспособными называют только ту категорию людей, которые включаются в численность рабочей силы.

К нетрудоспособному населению относятся дети возрастом до 16 лет, граждане, которые отбывают тюремное заключение или находятся на лечении в психиатрических больницах, а также инвалиды всех групп.

А также к нетрудоспособному населению временно могут отнести людей, которые имеют возможность работать, но в силу обстоятельств этого сделать не могут, а именно:

  • Студенты, проходящие обучение на стационаре.
  • Люди преклонного возраста, вышедшие на пенсию.
  • Женщины, находящиеся в декретном отпуске.
  • Домохозяйки.
  • Люди без определённого места жительства (бродяги).

Трудоспособное население – это люди, которые могут и хотят работать (или уже работают). Если человек, например, трудоустроен, но временно находится на больничном листе, то он также считается включаемым в численность рабочей силы.

Виды безработицы

Безработица бывает 2 видов:

  • Вынужденная.
  • Естественная.

Вынужденная безработица

Она характеризуется желанием человека найти работу и невозможностью трудоустроиться. То есть, безработный хочет работать, но не может найти место трудоустройства.

Вынужденная безработица бывает 3 видов:

  • Циклическая.
  • Сезонная.
  • Технологическая.

Циклическая безработица появляется из-за спада экономики в соответствующий период её цикла.

Сезонная – образуется в определённый временной отрезок. Например: государство выращивает сельхозпродукцию на внутренний рынок и на экспорт. В активный сезон (высадка, обработка, сбор урожая) требуется большее количество работников в этой отрасли. В низкий сезон же эти работники остаются без работы.

Технологическая безработица проявляется на фоне внедрения в производство новых технологий, которые полностью или частично заменяют труд человека (например, переоборудование производства конвейерами вместо людей).

Естественная безработица

Это снижение численности трудоустроенных из-за изменения структур рынка труда: появление новых профессий и вакансий, внедрение новых технологий и т. п.

В свою очередь естественная безработица также имеет несколько видов:

  • Добровольная.
  • Структурная.
  • Институциональная.
  • Фрикционная.
  • Неустойчивая.
  • Маргинальная.

Добровольная безработица проявляется в лице трудоспособных граждан, которые не хотят работать в силу обстоятельств (не устраивает заработная плата, наличие средств для существования и т. п.).

Структурная безработица появляется из-за структурных изменений в тех или иных отраслях экономики на фоне изменения структуры спроса на труд.

Институциональная безработица, как правило, появляется из-за вмешательства государства или профсоюзов. Например, когда государство регулирует минимальную заработную плату.

Фрикционная безработица является следствием смены нынешнего места трудоустройства (переезд, неудовлетворение заработной платой, конфликты с коллективом, поиск лучшего места трудоустройства и т. п.).

Неустойчивая безработица является следствием ряда факторов, по причине которых человек потерял работу (например, увольнение или сезонные работы). Неустойчивая безработица отображает данные только за короткий определённый период времени.

Маргинальную безработицу в народе называют молодёжной. Это неспособность к трудоустройству незащищённых слоёв населения (студенты, выпускники, молодые люди до 25 лет, инвалиды), а также люди с асоциальным образом жизни (бывшие заключённые, лица, не имеющие постоянного места жительства и т. п.).

Уровень молодежной безработицы в отдельных странах

Кроме этого безработица классифицируется как:

  • зарегистрированная;
  • скрытая.

Зарегистрированной безработицей считается показатель, который опирается на официальные данные о безработных из бирж по трудоустройству.

Незарегистрированная безработица представляет собой показатель количества людей, которые находятся в активном поиске работы, но при этом не становятся на учёт, на биржи по трудоустройству.

Как показывает практика, данные по скрытой безработице более приближены к реальному количеству безработных людей в стране, так как многие не хотят регистрироваться на биржах, и стараются трудоустроиться собственными силами.

Причины возникновения безработицы

Основными причинами безработицы являются:

  • Структурные усовершенствования. Подразумевается внедрение новых технологий и оборудования, которые полностью или частично заменяют человеческий труд.
  • Сезонность. Так, в зимний период не особо требуются специалисты сельскохозяйственной отрасли.
  • Цикличность экономики. Например, в период кризиса резко повышается безработица на фоне закрытия многих производственных предприятий.
  • Демографический фактор. Быстрый рост трудоспособного населения приводит к дефициту рабочих мест, то есть количество желающих увеличилось в стране, но число рабочих мест осталось на прежнем уровне.

Рейтинг стран мира по уровню безработицы в 2020-2021 году

К сожалению, в современном мире совершенно нет стран с нулевым процентом безработицы.

Чем выше уровень безработицы в стране, тем быстрее растёт преступность и снижается покупательная способность населения государства.

Таблица: топ–10 стран с самыми высокими показателями безработицы в мире в 2020-2021 году.

СтранаУровень безработицы
Босния и Герцеговина32.62%
Ангола31.80%
ЮАР29.10%
Косово25.90%
Свазиленд22.90%
Лесото23.50%
Иордания19.00%
Ливия17.30%
Македония16.60%
Греция16.40%

Наивысший показатель безработицы в мире в Боснии и Герцеговине – 32.62%. Многие эксперты уверяют, что основная причина безработицы в этой стране заключается в подписании соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом. Вследствие этого большая часть предприятий страны обанкротилась, и люди остались без мест трудоустройства.

В ЮАР высокий уровень безработицы из-за слабого спроса на труд и отсутствия образования. Греция попала в топ благодаря кризису 2008 года, из которого до сих пор не может выйти.

Остальные страны стали заложниками безработицы из-за неправильного регулирования рынка труда, уменьшения рабочих мест, вследствие кризиса и нестабильной экономической ситуации.

Таблица: топ–10 стран с самым низким уровнем безработицы в мире.

СтранаУровень безработицы
Сингапур2.30%
Кувейт2.17 %
Вьетнам2.15%
Макао1.90%
Мьянма1.60%
Таиланд1.00%
Лаос0.60%
Беларусь0.20%
Камбоджа0.10%
Катар0.10%

Катар является страной с самой низкой безработицей в мире. Таких показателей государство добилось благодаря заработкам от продажи нефти и газа. Активно экспортируя чёрное золото и газ, Катар активно развивает свою экономику, создаёт много новых рабочих мест.

Низкий уровень безработицы в Камбодже объясняется активно развитым туризмом и лёгкой промышленностью.

Безработица в Беларуси существенно уменьшилась благодаря введению так называемого «налога на тунеядство».

Таиланд и Мьянма также являются довольно развитыми странами в экономическом плане. Экономика Таиланда ориентирована на экспорт товара, а Мьянма – это страна, богатая на полезные ископаемые (золото, нефть, лес, вольфрам), которые она экспортирует на мировой рынок в довольно больших объемах.

Поразительно, но Вьетнам также входит в топ – 10 стран с низкой безработицей. Секрет Вьетнама кроется именно в профсоюзах, которые очень тщательно контролируют рынок труда.

Уровень безработицы по регионам мира

Последние исследования на предмет уровня безработицы в мире были проведены в 2018 году.

Согласно статистике этого рейтинга в 2018 году многие страны уменьшили уровень безработицы за счёт грамотного регулирования на рынке труда. По данным без работы осталось 193, 6 миллиона человек в мире, 13% из которых молодые люди, возрастом до 25 лет.

Средний показатель безработицы по всему миру – 5.5%. В 2017 году он был равен 5.6%.

Таблица: уровень безработицы в странах мира (по ссылкам в таблице узнайте подробнее о безработице в конкретной стране).

СтранаУровень безработицы
Австрия12.2 %
Украина8.7 %
Франция8.1 %
Финляндия7.3 %
Болгария6.2 %
Люксембург6.1 %
Латвия6.0 %
Польша5.4 %
Молдова4.3 %
Великобритания3.9 %
Румыния3.9 %
Дания3.7 %
Венгрия3.5 %
Норвегия3.5 %
Германия3.2 %
Чехия3.0 %
Швейцария2.9 %

Уровень безработицы в Азии и Океании равен 4.2%. По состоянию на 2018 год число безработных в странах Азии достигает 83.6 миллионов человек. Средний уровень безработицы в Канаде и США равен 4.7%, а в Латинской Америке 8.2%. Наивысший процент безработицы в Бразилии – 11.9% с 12.5 миллионами безработных.

В арабских странах и западной Европе безработица равна 8.5%, а в восточной Европе – 5.5%.

В Африке средний показатель безработицы – 7.9%. Самая худшая ситуация в южной части материка, там безработица достигает почти 28.5%.

Борьба с безработицей

Сегодня для сокращения безработицы применяют такие методы, как:

  • Улучшение информационного обеспечения рынка труда. Другими словами оповещение безработных о наличии вакансий. Во всех странах эту функцию выполняют биржи по трудоустройству.
  • Создание новых рабочих мест.
  • Введение программ профессионального переобучения и переквалификации.
  • Введение ограничения срока выплат пособий по безработице.
  • Развитие экономики за счёт производственной деятельности.
  • Введение защиты трудовых прав работников.
  • Поощрение частного предпринимательства.
Читайте также:  Европейская комиссия провела аудит и обязала Чехию возвратить 451 млн. чешских крон

Пособие по безработице в странах мира

Каждая страна в рамках социальной политики оказывает финансовую поддержку людям, которые остались без работы.

Денежное поощрение называется пособием по безработице, размер которого и сроки выплат напрямую зависят от многих факторов: страна, опыт работы, размер заработной платы на предыдущем месте трудоустройства и др.

Таблица: размер пособий по безработице в разных странах мира (подробнее о конкретной стране узнай по ссылке в таблице).

· Меньше 2 лет – 50%.

· От 2 до 6 лет – 55%.

· От 6 до 10 лет – 60%.

Узнайте из видео: в какой стране нет безработицы, бездомных и нищих.

Назначение пособия по безработице

Для получения пособия по безработице нужно обратиться в службу занятости и подать заявление на получение пособия. После подачи заявления потребуется пройти собеседование и представить основные документы для оформления денежной выплаты.

Службу занятости нужно информировать каждые 2 недели о ситуации с трудоустройством.

Основной пакет документов включает в себя:

  • Диплом.
  • Трудовую книжку.
  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Справка о начислении заработной платы с прошлого места трудоустройства.

В зависимости от страны пакет документов может меняться.

Кому выплачивается

Минимальное пособие имеют право получать:

  • Люди, которые впервые устраиваются на работу.
  • Лица, которые делали в трудовой деятельности перерыв более 365 дней.
  • Те, кто был уволен по статье.
  • Люди, опыт работы которых на прошлом месте трудоустройства менее 26 недель.

Таблица: кто имеет право на получение среднего пособия по безработице в разных странах мира.

СтранаУсловия получения
ГерманияВыплата за последний рабочий год отчислений в социальный взнос в размере 3%.
ВеликобританияВыплата социальных взносов на протяжении последних рабочих 2 лет в размере 12% от заработной платы.
ИталияНаличие страховки, выплата работодателем взносов в страховой фонд.
КанадаВыплаты в страховой фонд, доход менее чем 113 долларов в неделю.
ТурцияОтчисления в страховой фонд на протяжении 3 лет.

Условия и сроки выплаты

Сроки выплаты пособий по безработице в разных странах мира:

  • Италия – 240 дней. Если возраст безработного итальянца более 50 лет, то он имеет право получать пособие в течение 1 года.
  • Испания – от 4 до 24 месяцев (подробнее читайте по ссылке).
  • Дания – до 2 лет.
  • Швеция – 200 дней.
  • Бельгия – 3 месяца безработные получают полный размер пособия (65% от среднего оклада), спустя 3 месяца размер выплаты уменьшается на 5%.
  • Австрия – до 9 лет.
  • Нидерланды – от 3 до 36 месяцев.
  • Швейцария – от 200 до 520 дней.
  • Турция – 1 080 дней.
  • Саудовская Аравия – 12 месяцев.

Советуем посмотреть видео: как живут безработные в разных странах на пособия.

Последствия безработицы

Безработица – это экономический показатель, который негативно характеризует не только экономическое состояние страны, но и отражается на каждом безработном.

Для лиц, не имеющих работы, безработица является причиной снижения уровня жизни, у них увеличивается количество стрессовых ситуаций, что негативно влияет на состояние здоровья. Многие безработные полностью или частично в период безработицы теряют профпригодность, утрачивают навыки и умения.

Безработица негативно сказывается на психологическом состоянии человека, у него повышается рост социальной патологии, которая может привести к пагубным последствиям (наркомания, алкоголизм и т.п.).

Безработица влияет не только на каждого отдельного безработного человека, но и на государство в целом. Последствием от этого явления может стать уменьшение поступлений налоговых платежей от физических лиц, увеличение размера и количества социальных пособий по безработице, сокращение ВВП стран.

Безработица также может быть причиной криминальной обстановки или социального расслоения населения в стране или отдельном регионе.

При безработице существенно сокращается покупательная способность, то есть происходит спад производства.

Индексы США снизились на слабых данных по рынку труда

Москва. 5 августа. INTERFAX.RU – Американские фондовые индексы преимущественно снизились по итогам торгов в среду после публикации данных исследовательской организации Automatic Data Processing (ADP), указавших на неожиданное замедление темпов роста занятости в США в июле.

Согласно данным ADP, число рабочих мест в частном секторе экономики США в прошлом месяце увеличилось на 330 тыс. Июльский рост числа рабочих мест стал минимальным с февраля.

Экономисты в среднем прогнозировали повышение показателя на 695 тыс., свидетельствуют данные Trading Economics. Согласно пересмотренным данным, в июне число рабочих мест увеличилось на 680 тыс., а не на 692 тыс., как сообщалось первоначально.

В пятницу министерство труда США обнародует официальные данные о безработице в июле. По оценкам аналитиков, опрошенных MarketWatch, число рабочих мест в экономике США в прошлом месяце увеличилось на 845 тыс., а уровень безработицы снизился с 5,9% до 5,7%. Если данные Минтруда также не оправдают ожидания, рынок может воспринять это как сигнал к тому, что Федеральная резервная система (ФРС) будет придерживаться мягкой денежно-кредитной политики дольше, чем считалось ранее, отмечает MarketWatch.

В то же время зампредседателя Федрезерва Ричард Кларида заявил в среду, что ФРС начнет сворачивать мощные меры поддержки экономики с сокращения объемов выкупа облигаций, о котором объявит позднее в этом году, после чего уже в начале 2023 года может перейти к подъему базовой ставки. Выступая на вебинаре, организованном Институтом мировой экономики Петерсона, Кларида признал, что быстрое распространение нового штамма COVID-19 “дельта” несет в себе риски для экономики США, но нарисовал довольно оптимистичную картину на ближайшие годы. По его мнению, ситуация на американском рынке труда продолжит улучшаться, а инфляция будет держаться выше 2%, в результате чего “необходимые условия для того, чтобы ФРС могла повысить ставку, будут созданы к концу 2022 года”, и это откроет путь для ее подъема с текущего уровня в 0-0,25% годовых в 2023 году.

Индекс деловой активности в сфере услуг США (ISM Non-Manufacturing) в июле вырос до рекордных 64,1 пункта с 60,1 пункта месяцем ранее, свидетельствуют данные Института управления поставками (ISM), опубликованные в среду. Консенсус-прогноз экспертов, опрошенных Trading Economics, предусматривал повышение индекса до 60,5 пункта. Значение индекса выше 50 пунктов говорит о росте деловой активности в сфере услуг, ниже – об ослаблении. Снятие карантинных ограничений привело к быстрому восстановлению активности в гостиничном бизнесе, сфере развлечений и туризме, пишет The Wall Street Journal.

Котировки акций General Motors Co. (GM) упали на 8,9% по итогам торгов в среду. Крупнейший американский автопроизводитель зафиксировал чистую прибыль в размере $2,79 млрд во втором квартале 2021 года после убытка годом ранее, увеличив выручку более чем вдвое.

Акции Lyft Inc. рухнули на 10,6%. Американский сервис заказа такси сократил чистый убыток во втором квартале 2021 года на 42% на фоне роста выручки более чем вдвое. Между тем годовой прогноз компании оказался хуже, чем рассчитывали аналитики.

Цена бумаг Amgen упала на 6,5%. Американская биотехнологическая компания сократила чистую прибыль во втором квартале почти в четыре раза, но увеличила выручку на 5%.

Бумаги Royal Caribbean Cruises Ltd. потеряли в цене 2,5%. Американский оператор круизов сократил чистый убыток во втором квартале 2021 года на 18% на фоне возобновления рейсов из портов США в конце июня после более чем годового простоя, выручка упала на 71%.

Капитализация Kraft Heinz Co. снизилась на 5,1%. Выручка одного из крупнейших в мире производителей продуктов питания во втором квартале 2021 года уменьшилась на 0,5%, но, тем не менее, оказалась лучше прогнозов.

Акции CVS Health Corp. подешевели на 2,9%. Американская сеть аптек, которой также принадлежит страховщик Aetna Inc., сократила чистую прибыль на 6,5% во втором квартале, но скорректированный показатель и выручка превзошли ожидания рынка, и компания вновь повысила годовой прогноз.

Рыночная стоимость Occidental Petroleum Corp. уменьшилась на 2,8%. Американский сланцевый производитель сократил чистый убыток во втором квартале 2021 года в 3,5 раза по сравнению с предыдущим кварталом на фоне подъема цен на нефть и газ.

Цена бумаг Activision Blizzard повысилась на 2,1%. Американский разработчик видеоигр во втором квартале 2021 года увеличил чистую прибыль на 51%, при этом результаты превзошли ожидания рынка.

Котировки акций Nikola Corp. выросли на 3,8% после падения на 8,7% днем ранее на фоне ухудшения компанией прогноза поставок на 2021 года. Главный исполнительный директор Nikola Марк Рассел заявил в ходе телефонной конференции с инвесторами во вторник, что стартап сталкивается с многочисленными задержками при приобретении автокомпонентов. Главный финансовый директор компании Ким Брэди сообщил, что Nikola в этом году поставит клиентам лишь 25-50 электрогрузовиков, а не 50-100, как планировалось ранее.

Акции Lockheed Martin Corp. потеряли в цене 2,1%. Главный финансовый директор американского военно-промышленного концерна Кеннет Поссенриде покинул свой пост по личным причинам.

Индекс Dow Jones Industrial Average к закрытию рынка опустился на 323,73 пункта (0,92%) и составил 34792,67 пункта. Standard & Poor’s 500 потерял 20,49 пункта (0,46%), снизившись до 4402,66 пункта. Nasdaq Composite поднялся на 19,24 пункта (0,13%) и завершил торги на отметке 14780,53 пункта.

Ссылка на основную публикацию